Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 декабря 2014 г.
Общество История

В Царском Селе, в Ратной палате

24 декабря 2014

К 100-летию Первой мировой войны прошло много торжественных мероприятий, открыто памятников, сделано документальных исследовательских фильмов… В Царском Селе открылся музей, задуманный ещё в 1912 г. императором Николаем II как музей истории русских войн. Об этапах создания современного музея, посвящённого малоизученной вой­не, «ЛГ» поговорила с директором Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольгой ТАРАТЫНОВОЙ.


– Ольга Владиславовна, очевидно, идею создания музея в большей степени связывали со 100-летием Отечественной войны 1812 года, а может быть, и с 300-летием освободительной войны 1612-го – ведь предполагалось охватить всю славную историю побед русского оружия. Вскоре началась новая война, проект какое-то время продолжал воплощаться теперь как «Народный Музей Великой войны 1914–1917 годов», а в Гражданскую войну экспонаты, в частности оружие, «экспроприировали», коллекцию расформировали… Замечательно, что проект всё-таки реанимирован, но концепция современного музея соответствует второму варианту – он посвящён только Первой мировой?

– Открытие музея стало одним из самых масштабных и знаковых событий, приуроченных к 100-летию начала Первой мировой войны. И это первый в современной России музей, посвящённый тому трагическому периоду истории. Он разместился в здании Государевой Ратной палаты, задуманной императором Николаем II как пантеон воинской славы. Наш музей появился благодаря счастливому совпадению нескольких ключевых обстоятельств. Во-первых, сама история подсказала такую идею. Во-вторых, мы давно задумали создать здесь экспозицию, посвящённую именно Великой войне. В-третьих, знаменательная дата: 100-летие начала Первой мировой. И, наконец, политическая воля, благодаря которой было выделено необходимое финансирование.

– В 1918 году музей был закрыт, экспонаты распределены по разным госхранилищам Москвы и Петрограда, что-то намеренно уничтожено, что-то разграблено и утрачено… Приходилось ли вашим сотрудникам собирать распределённые по разным музеям и хранилищам предметы для возвращения их на «исходные позиции»? Насколько охотно шли вам навстречу коллеги из других музеев и архивов?

– Судьба коллекции первого Музея Великой войны неизвестна. Отчасти и поэтому мы, планируя создание музея в Ратной палате, не ставили задачу восстановления того музея, а предполагали создание нового, современного музея, который раскрывал бы тему Первой мировой войны на языке XXI века, понятном и близком в том числе и сегодняшней молодёжи.

Нам удалось собрать более двух тысяч предметов, и около тысячи экспонатов сейчас представлены в новом музее. Подавляющее большинство – подлинные вещи. Проект финансировался в основном из средств, выделяемых Министерством культуры РФ, и также экспонаты закупались за счёт внебюджетных средств музея. Огромную помощь оказали меценаты из России и других стран – организации и частные лица. Поэтому «Россия в Великой войне» – поистине народный музей. Люди несли нам то, что десятилетиями хранилось в домашних архивах, сундуках, на чердаках, антресолях – фотографии, документы, предметы быта. Нам помогли и коллеги-музейщики, в том числе ГИМ, Музей артиллерии. Разработкой дизайн-проекта и монтажом экспозиции занимался Республиканский музейный центр ГИМ.

– Понятно, что вашему коллективу потребовалось много времени, сил и средств для создания «Народного Музея Великой вой­ны 1914–1917 годов». А что совсем не получилось и почему?

– Ещё раз повторю: наш музей – это не воссоздание того первого музея, основанного Николаем II. Это современная интерпретация самой идеи. К сожалению, из-за небольшой площади здания мы не смогли раскрыть все темы этого огромного пласта истории, который только в последние годы получил развитие и был фундаментально исследован нашими учёными. В наших планах – вторая очередь музея, где в числе других будут более подробно раскрыты темы Кавказского фронта, животных на войне. Особое место мы решили посвятить деятелям культуры того времени и их отношению к войне.

– Музей-заповедник «Царское Село» олицетворяет высокий дворцовый стиль, роскошь и красоту. Насколько органично новый музей с его трагическим наполнением вписался в это великолепие сияющих золотом парадных дворцов и садов?

– Мне самой ещё три года назад казалось: это не наша тема, мы – императорская резиденция. Потом мы взялись за восстановление Александровского дворца, где скрестились два направления – потрясающая архитектура Кваренги, идея Екатерины Великой, построившей этот дворец для любимого внука, будущего императора Александра I, и трагическая история семьи Николая II, жившей в нём последние тринадцать лет до отречения императора от престола и ссылки в Тобольск. Поэтому и музей-пантеон воинской славы России был возведён неподалёку, поближе к Александровскому дворцу. Не сомневаюсь, что последний российский император пристально наблюдал за возведением здания Ратной палаты… Так постепенно и пришло понимание, что Екатерининский, Александровский дворцы и Ратная палата – это звенья одной цепи, цепи единой великой истории России.

14-4-51.jpg– В Царском Селе была арестована и содержалась под стражей до отправки в ссылку императорская семья с ближайшим окружением. Как этот исторический эпизод отражён в контексте музейного комплекса?

– Сначала, 1 августа 1917 года, семью отправили в Тобольск, а позже в Екатеринбург, где и завершилась эта драма. О ней и о том, что этим событиям предшествовало, в экспозиции, конечно же, будет отдельный рассказ. Но развернётся он в здании Александровского дворца, где семья находилась под стражей. Мы сможем это сделать после завершения реконструкции здания.

– В 1918-м новая власть заклеймила Первую мировую войну, назвав её империалистической и брато­убийственной. Это повлекло процесс «забывания», вычёркивания из отечественной истории её событий, ратных подвигов, имён многочисленных героев. Ваш музей, безусловно, призван восполнить эту брешь. Что является в этой работе самым сложным?

– Самым сложным было уместить огромный объём информации по этой теме в сравнительно небольшие экспозиционные площади. Нам это удалось благодаря использованию многочисленных мультимедийных носителей – электронных столов, экранов и прочих экспозиционных приспособлений нового поколения. Кстати, дети, приходящие в музей, буквально «прилипают» к ним. Что подтверждает правильность и актуальность наших экспозиционных приёмов.

– А что сталось, например, с галереей портретов георгиевских кавалеров, она сейчас существует? Вероятно, она задумывалась по примеру памятника воинской славы России «Военной галереи 1812 года», созданной в 1826 г. Карлом Росси в Зимнем дворце?

– Впервые портреты георгиевских кавалеров размещались именно в Ратной палате. Позже их стало так много – к концу войны около 1,5 миллиона награждений! – что ещё при Елене Третьяковой, когда создавалась Ратная палата, пришлось пристроить дополнительное крыло. Сейчас у нас эта галерея тоже существует. Но портретов там чуть более пятидесяти.

– В 2011 году Царскому Селу исполнилось 300 лет. И для него новый век начался с завершения плана столетней давности. К тому же 2014 год ещё был и Годом культуры. Как музей-заповедник освоил этот общероссийский проект?

– В 2014 году мы завершаем наконец реставрацию фасадов Екатерининского дворца. Продолжаем работы по восстановлению павильонов Александровского парка, в частности, в работе – Арсенал. Но главное – это, конечно, окончание реставрации здания Ратной палаты и открытие в нём долгожданного музея.

В конце октября мы открыли выставку в Национальном историческом музее Гонконга, и она целиком посвящена нашей императорской резиденции. Это первый выставочный проект в Гонконге, представляющий шедевры из коллекции музея-заповедника «Царское Село». Мы неслучайно назвали проект «Сокровища Царского Села, резиденции императоров России», поскольку действительно привезли туда бесценные экспонаты. В их числе и предметы, которые очень редко или никогда прежде не покидали Царское Село. Например, акварели работы Луиджи Премацци и Эдуарда Гау, созданные во второй половине XIX века; коронационная карета Александра II с упряжью на шесть лошадей; большая ваза красного резного лака, подаренная Николаю II китайским императором Пу И.

– Как дальше будет развиваться музей-заповедник – ведь помимо хранения существующей коллекции постоянно происходит приток даров, приобретений на аукционах, находок и открытий?..

– Вообще планов у нас много! Если заметили, дары по большей части относятся к истории резиденции в XX веке. Они станут частью экспозиции Александровского дворца, посвящённой периоду пребывания в нём семьи Николая Александровича. Эти предметы имеют для нас, хранителей, огромное значение. И дело даже не в их безусловных художественных качествах! Дело в том, что у этих вещей есть своя особая энергетика, так как они хранят следы прикосновений членов семьи Романовых и людей из их ближайшего окружения. Это не только художественная, но и историческая ценность, это свидетели времени и тех сложных, неоднозначных и трагических событий, случившихся в нашей стране, в нашей российской истории…


Тэги: Музей Пешком в историю
Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Закрыт на неопределённый срок

    27.07.2024
  • Благослови людей и зверей

    16.05.2024
  • «Витязь», но не в тигровой шкуре

    11.12.2023
  • Рисунок – как кинокадр

    19.07.2023
  • Город мастеров

    31.05.2023
  • Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

    1277 голосов
  • Мертвый художник – лучший друг потаскух

    33 голосов
  • «Последние могикане»

    24 голосов
  • Сохранить память

    20 голосов
  • Будни перед праздником

    19 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS