Александр Алиев
В предыдущем материале мы уже рассказывали немного о Мамоновском переулке, который отходит влево от Тверской улицы, параллельно Малому Палашёвскому переулку, и был назван ещё на исходе XVIII столетия по фамилии хозяина крупной здешней усадьбы – тайного советника и сенатора, президента Вотчинной коллегии М.В. Дмитриева-Мамонова.
До него участком этим владел надворный советник Д.И. Нарышкин, а ещё прежде – с 1767 года – купец 1-й гильдии Л. Симонов, при котором выполнен был первый сохранившийся план данной усадьбы. При Нарышкине главный дом надстраивается ещё одним этажом и расширяется спереди трёхэтажным объёмом со скруглёнными углами. Работы эти осуществил, по некоторым сведениям, знаменитый архитектор Матвей Фёдорович Казаков.
С 1810 года усадьба принадлежала внуку М.В. Дмитриева-Мамонова, графу Матвею Александровичу.
Когда 3 сентября 1812 года в Москву через Тверскую заставу входил 4-й (Итальянский) корпус под командованием пасынка Наполеона, принца Эжена де Богарне, мамоновское владение оказалось первым представительным домом на его пути. Богарне расположился в самом особняке, а итальянцы были расквартированы в окрестностях и, вероятно, защитили от пожара несколько кварталов от Тверской до Патриарших прудов. Дом Дмитриевых-Мамоновых также не сгорел.
После войны судьба графа Матвея Александровича сложилась печально. О странностях его толковали давно, но особенно сильно толки эти распространились после назначения в 1820-м на пост московского генерал-губернатора князя Д.В. Голицына. Между графом и князем были «личные неудовольствия ещё в 1813 году в чужих краях вследствие непомерной заносчивости графа». Кроме того, Дмитриев-Мамонов был основателем преддекабристского кружка «Орден русских рыцарей», отказался присягать императору Николаю I... В итоге Матвей Александрович был объявлен умалишённым (видимо, не без оснований) и взят под опеку. Тогда же усадьба в Мамоновском переулке перешла к его единственной сестре, Марии Александровне.

Некоторое время графиня устраивала здесь приёмы, давала роскошные обеды, сдавала комнаты для постоя своим знакомым. Однако в 1830 году опекуны Матвея Александровича продали этот дом «Отдельному заведению для пользования страждущих глазными болезнями» (известна сейчас как Московская офтальмологическая клиническая больница).
К 50-м годам позапрошлого столетия огромная мамоновская усадьба разделилась.
Так, небольшой участок на самом углу с Трёхпрудным переулком, где сейчас зелёная лужайка, стал принадлежать Прову Михайловичу Садовскому, основателю целой актёрской династии, тесно связанной с Малым театром. Именно поэтому Мамоновский переулок в 1939–1993 годах назывался переулком Садовских.
Выстроенный Провом Михайловичем особнячок был типично московским – одноэтажным на улицу, куда выходили зала и кабинет, и двухэтажным – во двор. «Сколько веселья, смеха, сколько разговоров о будущем служении театру и светлых мечтаний слышали эти комнаты, – писала артистка Малого театра Н.А. Смирнова, вспоминая посещения молодёжью дома Садовских. –Визиты более солидных гостей были редки, и они не всегда обходились благополучно. Как-то Садовского посетил личный адъютант царя: к ужасу хозяина, генерал оступился на тесной маленькой лестнице, и слуга Садовского, падая вместе с ним, кричал на весь дом: «Ваше превосходительство, извольте падать на меня!»
После того как деревянный домик Прова Михайловича сгорел дотла, сын его, тоже выдающийся актёр, Михаил Провович построил здесь в 1883 году новое каменное жилище, проект которого был составлен одним из известных московских архитекторов Д.Н. Чичаговым. В этом, также не дошедшем до нашего времени доме жила до самой своей кончины в 1919 году супруга М.П. Садовского, Ольга Осиповна, «архигениальная артистка», по отзыву Ф.И. Шаляпина.
На части той же мамоновской усадьбы в самом начале XX века появились два особняка. Про один из них – московского купца Г.И. Карякина – рассказ также был в предыдущем материале. Сегодня речь пойдёт о соседнем особняке под № 5, который соорудил для присяжного поверенного (адвоката) С.И. Куренкова зодчий А.В. Иванов.
Александр Васильевич Иванов был в своё время достаточно известным мастером эклектики, модерна и неоклассицизма. Родившийся в Петербурге, он состоял вольноприходящим учеником Императорской академии художеств и в 1872 году получил звание классного художника архитектуры 2 й степени за проект каменного рынка. Тогда же стал работать помощником петербургского зодчего М.А. Макарова и после смерти последнего достраивал начатые учителем здания. Спустя некоторое время Иванов уже художник архитектуры 1-й степени.
После двух десятков лет весьма успешной практики в Северной столице, где он спроектировал более шестидесяти зданий, Александр Васильевич переехал в Москву. Здесь его приняли в Архитектурное общество (МАО), а в дальнейшем он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, стал на некоторый период председателем МАО и, наконец, избран был в действительные члены Академии художеств. Кроме того, состоял штатным архитектором Братолюбивого общества снабжения в Москве неимущих квартирами и – в 1911–1915 годах – архитектором Московского дворцового управления.
Жил и работал Иванов в собственной усадьбе в Турчаниновом переулке близ Остоженки.
Первопрестольная немало обогатилась творениями Александра Васильевича. Наиболее значимым оказалось участие его в перестройке Китай-города и центральных площадей. Но сохранилось, увы, немногое: гостиница «Националь» на углу Тверской и Моховой улиц и доходные дома в разных концах города (один из них – купцов-старообрядцев Осиповых – впоследствии был переделан в гостиницу «Бухарест», теперь это отель «Балчуг Кемпински Москва»).
Особняк С.И. Куренкова в Мамоновском переулке – единственное создание архитектора в жанре частного жилища. Фасад этого довольно крупного трёхэтажного здания, выкрашенного в бледно-салатовый цвет, имеет весьма оригинальную форму. Центральная часть вместе с левым фигурным выступом находится в нескольких шагах от красной линии и прячется за несколькими деревьями. Правая же часть с аркой во двор (теперь закрыта деревянными воротами), наоборот, приближена к тротуару. Среди несколько скупого украшения фасада можно увидеть сплошную рустовку, наличники окон в классицистическом духе и небольшие прямоугольные вставки «античной» лепнины. Обширный внутренний двор отделяется от проезжей части металлической оградой.
После Октябрьской революции куренковский особняк использовался под различные нужды, в какой-то момент даже под квартиры. А с 1950 х годов он переходит в хозяйственное ведение Управления по обслуживанию дипломатического корпуса (УпДК) МИД СССР, и здесь размещаются миссии иностранных государств. Здание содержится в достойном виде, что надо поставить в несомненную заслугу Главному производственно-коммерческому управлению по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД России.