Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 мая 2025 г.
  4. № 21 (6985) (28.05.2025)
Спецпроект Уникальные особняки Москвы

В жанре «частного жилища»

Шедевры зодчего Александра Иванова

28 мая 2025
Особняк С.И. Куренкова в Мамоновском переулке

Александр Алиев

В предыдущем материале мы уже рассказывали немного о Мамоновском переулке, который отходит влево от Тверской улицы, параллельно Малому Палашёвскому переулку, и был назван ещё на исходе XVIII столетия по фамилии хозяина крупной здешней усадьбы – тайного советника и сенатора, президента Вотчинной коллегии М.В. Дмитриева-Мамонова.

До него участком этим владел надворный советник Д.И. Нарышкин, а ещё прежде – с 1767 года – купец 1-й гильдии Л. Симонов, при котором выполнен был первый сохранившийся план данной усадьбы. При Нарышкине главный дом надстраивается ещё одним этажом и расширяется спереди трёхэтажным объёмом со скруглёнными углами. Работы эти осуществил, по некоторым сведениям, знаменитый архитектор Матвей Фёдорович Казаков.

С 1810 года усадьба принадлежала внуку М.В. Дмитриева-Мамонова, графу Матвею Александровичу.

Когда 3 сентября 1812 года в Москву через Тверскую заставу входил 4-й (Итальянский) корпус под командованием пасынка Наполеона, принца Эжена де Богарне, мамоновское владение оказалось первым представительным домом на его пути. Богарне расположился в самом особняке, а итальянцы были расквартированы в окрестностях и, вероятно, защитили от пожара несколько кварталов от Тверской до Патриарших прудов. Дом Дмитриевых-Мамоновых также не сгорел.

После войны судьба графа Матвея Александровича сложилась печально. О странностях его толковали давно, но особенно сильно толки эти распространились после назначения в 1820-м на пост московского генерал-губернатора князя Д.В. Голицына. Между графом и князем были «личные неудовольствия ещё в 1813 году в чужих краях вследствие непомерной заносчивости графа». Кроме того, Дмитриев-Мамонов был основателем преддекабристского кружка «Орден русских рыцарей», отказался присягать императору Николаю I... В итоге Матвей Александрович был объявлен умалишённым (видимо, не без оснований) и взят под опеку. Тогда же усадьба в Мамоновском переулке перешла к его единственной сестре, Марии Александровне.

Некоторое время графиня устраивала здесь приёмы, давала роскошные обеды, сдавала комнаты для постоя своим знакомым. Однако в 1830 году опекуны Матвея Александровича продали этот дом «Отдельному заведению для пользования страждущих глазными болезнями» (известна сейчас как Московская офтальмологическая клиническая больница).

К 50-м годам позапрошлого столетия огромная мамоновская усадьба разделилась.

Так, небольшой участок на самом углу с Трёхпрудным переулком, где сейчас зелёная лужайка, стал принадлежать Прову Михайловичу Садовскому, основателю целой актёрской династии, тесно связанной с Малым театром. Именно поэтому Мамоновский переулок в 1939–1993 годах назывался переулком Садовских.

Выстроенный Провом Михайловичем особнячок был типично московским – одноэтажным на улицу, куда выходили зала и кабинет, и двухэтажным – во двор. «Сколько веселья, смеха, сколько разговоров о будущем служении театру и светлых мечтаний слышали эти комнаты, – писала артистка Малого театра Н.А. Смирнова, вспоминая посещения молодёжью дома Садовских. –Визиты более солидных гостей были редки, и они не всегда обходились благополучно. Как-то Садовского посетил личный адъютант царя: к ужасу хозяина, генерал оступился на тесной маленькой лестнице, и слуга Садовского, падая вместе с ним, кричал на весь дом: «Ваше превосходительство, извольте падать на меня!»

После того как деревянный домик Прова Михайловича сгорел дотла, сын его, тоже выдающийся актёр, Михаил Провович построил здесь в 1883 году новое каменное жилище, проект которого был составлен одним из известных московских архитекторов Д.Н. Чичаговым. В этом, также не дошедшем до нашего времени доме жила до самой своей кончины в 1919 году супруга М.П. Садовского, Ольга Осиповна, «архигениальная артистка», по отзыву Ф.И. Шаляпина.

На части той же мамоновской усадьбы в самом начале XX века появились два особняка. Про один из них – московского купца Г.И. Карякина – рассказ также был в предыдущем материале. Сегодня речь пойдёт о соседнем особняке под № 5, который соорудил для присяжного поверенного (адвоката) С.И. Куренкова зодчий А.В. Иванов.

Александр Васильевич Иванов был в своё время достаточно известным мастером эклектики, модерна и неоклассицизма. Родившийся в Петербурге, он состоял вольноприходящим учеником Императорской академии художеств и в 1872 году получил звание классного художника архитектуры 2 й степени за проект каменного рынка. Тогда же стал работать помощником петербургского зодчего М.А. Макарова и после смерти последнего достраивал начатые учителем здания. Спустя некоторое время Иванов уже художник архитектуры 1-й степени.

После двух десятков лет весьма успешной практики в Северной столице, где он спроектировал более шестидесяти зданий, Александр Васильевич переехал в Москву. Здесь его приняли в Архитектурное общество (МАО), а в дальнейшем он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, стал на некоторый период председателем МАО и, наконец, избран был в действительные члены Академии художеств. Кроме того, состоял штатным архитектором Братолюбивого общества снабжения в Москве неимущих квартирами и – в 1911–1915 годах – архитектором Московского дворцового управления.

Жил и работал Иванов в собственной усадьбе в Турчаниновом переулке близ Остоженки.

Первопрестольная немало обогатилась творениями Александра Васильевича. Наиболее значимым оказалось участие его в перестройке Китай-города и центральных площадей. Но сохранилось, увы, немногое: гостиница «Националь» на углу Тверской и Моховой улиц и доходные дома в разных концах города (один из них – купцов-старообрядцев Осиповых – впоследствии был переделан в гостиницу «Бухарест», теперь это отель «Балчуг Кемпински Москва»).

Особняк С.И. Куренкова в Мамоновском переулке – единственное создание архитектора в жанре частного жилища. Фасад этого довольно крупного трёхэтажного здания, выкрашенного в бледно-салатовый цвет, имеет весьма оригинальную форму. Центральная часть вместе с левым фигурным выступом находится в нескольких шагах от красной линии и прячется за несколькими деревьями. Правая же часть с аркой во двор (теперь закрыта деревянными воротами), наоборот, приближена к тротуару. Среди несколько скупого украшения фасада можно увидеть сплошную рустовку, наличники окон в классицистическом духе и небольшие прямоугольные вставки «античной» лепнины. Обширный внутренний двор отделяется от проезжей части металлической оградой.

После Октябрьской революции куренковский особняк использовался под различные нужды, в какой-то момент даже под квартиры. А с 1950 х годов он переходит в хозяйственное ведение Управления по обслуживанию дипломатического корпуса (УпДК) МИД СССР, и здесь размещаются миссии иностранных государств. Здание содержится в достойном виде, что надо поставить в несомненную заслугу Главному производственно-коммерческому управлению по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД России.


Обсудить в группе Telegram

Александр Алиев

Александр Газанфарович Алиев родился в Москве в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Вернуть исторический облик

    28.05.2025
  • Книжная Россия на Дворцовой

    28.05.2025
  • Я не геройствовала, я жила...

    28.05.2025
  • Машинист-герой

    28.05.2025
  • Литература эпохи сборки

    28.05.2025
  • Морозовское «палаццо»

    11 голосов
  • На дружелюбной Пятницкой

    6 голосов
  • Дом-сказка

    5 голосов
  • Жемчужина кекушевского модерна

    4 голосов
  • Первый в Москве дом сирот был архитектурным шедевром

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS