Фразе Ленина о кино как важнейшем из искусств уже скоро 100 лет, и она до сих пор не потеряла актуальности. Меняется качество картинки, уровень спецэффектов, возможности монтажа и графики, появляются новые жанры, но не меняется интерес к кинофильмам, их продолжают смотреть, а киноиндустрия во всём мире, даже несмотря на пандемию, продолжает развиваться. Возможно потому, что кинематограф – это тот самый волшебный ключ, который способен открыть дверь в кладовую человеческих чувств и эмоций. Странно только, что в современной России о ценности киноискусства некоторые почему-то забывают, в том числе и в верхних эшелонах власти.
Проблему характеризует недавнее заседание Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации, трансляцию которого можно было увидеть в открытом доступе.
С докладом выступила министр культуры Ольга Любимова, рассказала о ходе работы ведомства, о состоянии дел в культуре, а также поделилась планами и прогнозами. После её выступления последовали вопросы от сенаторов. Взял слово и Владимир Бекетов – представитель Краснодарского края, его познания в области развития отечественного кинематографа и вызвали недоумение.
Для начала он поблагодарил министра за запрет фильма «Марьяна», съёмки которого проходили на Кубани в преддверии Олимпиады. Парламентария не смутило, что речь идёт о далёком 2009 годе, когда во главе культурной отрасли стояли совсем другие люди. Таким образом, эта благодарность выглядела не слишком уместно. Вероятнее всего, сенатор не нашёл других примеров, чтобы связать действующую политику министерства и регион, который он представляет.
Если мы говорим про Краснодарский край и Министерство культуры России, то разумнее было бы поблагодарить за проведение местных музыкальных и кинофестивалей, фестивалей искусств, концертов, детско-юношеских мероприятий. За строительство детских школ искусств. За помощь в развитии музейного дела. За поддержку образовательного центра для одарённой молодёжи «Сириус». Много ярких инициатив, связанных с развитием культурного потенциала края, было поддержано на федеральном уровне. Но сложилось впечатление, что всего этого сенатор не знает, если он выбрал такую странную историю в качестве примера.
Но и это не всё. Сенатор решил обозначить проблемы в нашем кинематографе. В ходе своего выступления он вспомнил, как два года назад принимал участие в коллегии Торгово-промышленной палаты РФ. Любопытно только, что такого органа у Торгово-промышленной палаты РФ нет, и поэтому до конца не ясно, на какой именно коллегии присутствовал сенатор.
Однако на некой коллегии он услышал информацию о том, что при поддержке Министерства культуры в России было снято 176 фильмов и 75% из них «против России». Данные, прямо-таки скажем, шокирующие, но непонятно, где, кем и когда они были обнародованы и насколько вообще этим данным можно верить. Цифра в 176 фильмов, похоже, взята с потолка. Этот объём сопоставим с количеством картин, которые были поддержаны государством только за один 2018 год. А если говорить о последнем десятилетии, то речь должна идти о тысячах фильмов, в том числе документальных. И тут ещё важно понимать, что процесс создания кинокартин – это не вопрос пары месяцев. От задумки до реализации проходят годы, а иногда и десятилетия.
Например, только завершившаяся в прокате военная кинодрама «Зоя» о бессмертном подвиге Зои Космодемьянской была задумана ещё пять лет назад. И если мы говорим об эпохе развития отечественной киноиндустрии, которая началась с 2012 года и которую олицетворял министр культуры Владимир Мединский, то результаты большой работы по поддержке отечественного кинематографа, проводимой Минкультом, стали показательны только в последние годы деятельности министра на этом посту и будут ещё долгое время определяющим вектором развития кинематографа в стране.
Поэтому слова сенатора вызывают большое сомнение. О каких фильмах идёт речь, кем они финансировались, какую мысль хотел донести оратор, козыряя такими цифрами, из его речи неведомо.
В 90-е и нулевые действительно ситуация в российском кинематографе была плачевной. Денег выделялось мало, а те фильмы, которые получали финансирование, хорошим качеством не отличались, не говоря уже о моральной и эстетической ценности кинопродукта. Это было время чёрных дыр для российского кинематографа, и положа руку на сердце можно назвать не больше десятка достойных картин.
«Невидимой руке рынка» тогда было не до кино, государственная политика в области кинематографа отсутствовала напрочь. И речь даже не в конкретной личности руководителя, а в том, что ни один из высоких начальников не придавал этому важнейшему доселе из искусств серьёзного значения. Первым, кто стал системно заниматься поддержкой отечественного кинематографа, был как раз Владимир Мединский, на этом посту он проработал дольше своих предшественников – целых 8 лет. Мединского прекрасно характеризует тот факт, что при нём Департамент кинематографии был единственным, подчинённым министру напрямую, настолько важным он считал это направление работы вверенного ему ведомства. И кино наконец в нашей стране начали снимать. Качественное и успешное, как в лучшие времена советского кинематографа. Конечно, много оставалось и кинематографического хлама – критики наверняка приведут целый список лент, которые провалились в прокате. Впрочем, многие сомнительного качества фильмы финансировались отнюдь не Минкультом, а не подчинявшимся министерству Фондом кино, основной задачей которого было инвестирование в коммерчески выгодные проекты. Министерство же культуры действовало не из соображений корыстной выгоды, а помогало реализовать саму идею картины, учитывая авторский взгляд режиссёра, оказывало поддержку детскому кино и молодым дебютантам. И даже сам факт того, что про отечественное кино заговорили, зрители стали ходить в кинотеатры именно на российские фильмы, свидетельствует о том, что заработала сама индустрия кино, «важнейшее из искусств» снова обрело свой статус благодаря проводимой министром политике по поддержке российского кинематографа.
Чуть ли не впервые в отечественном прокате появились фильмы, которые по сборам обошли дорогие голливудские блокбастеры. Многократно увеличились сборы, посещаемость, количество, а главное, качество создаваемого кино.
С 2011 года рост количества зрителей российского кино увеличился на 76%, сборы выросли в 2,5 раза, доля российских фильмов на афишах кинотеатров почти достигла трети, хотя совсем недавно только одна из 10 картин в прокате была произведена в России.
Новый импульс развитию кинематографа дал и 2016 год, ставший в России Годом российского кино. Параллельно с этим шла активная реставрация и строительство новых кинозалов в малых городах и сёлах, появились многофункциональные культурные центры, кинотеатры под открытым небом и множество других площадок. Государство чётко и внятно заявило о поддержке отечественной киноиндустрии. Теперь кинотеатры уже не могли предлагать зрителям одно только западное кино, голливудские боевики и среднего качества европейские ленты, купленные, как говорится, в нагрузку, появилось квотирование, стали регулироваться релизы и даты проката того или иного значимого фильма. С подачи министерства осуществлялась поддержка наиболее важных и перспективных картин, а параллельно шла и активная работа по модернизации ведущих киностудий страны. Началось возрождение мультипликации, российские картины снова стали получать призы престижных кинофестивалей. Но, пожалуй, главное заключается в том, что государственная политика в области кинематографа стала важной составляющей всей культурной политики. Кинематограф стал объектом внимания и покровительства со стороны главы государства и председателя правительства.
Благодаря грамотной госполитике появились картины, которые стали объединять людей, говорить о нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к прошлому своей страны, её культуре, спортивным успехам и технологическим прорывам. Именно благодаря таким фильмам мы имеем шанс вырастить нравственно здоровых, активных и полноценно развитых граждан, которые будут двигать страну вперёд.
Однако любое дерево быстро засыхает, если его перестать поливать. Кино должно в нашей стране оставаться важнейшим из искусств. Для этого новому руководству Министерства культуры нужно не останавливаться на достигнутом и продолжать начатую Владимиром Мединским политику, а законодательной власти – поддерживать отечественное кинопроизводство. Мы можем и должны гордиться своим кинематографом, достойно нести звание мировой кинематографической державы.
Алексей Соколов, культуролог