В период не самых дружественных британско-российских отношений Международный российско-британский кинофестиваль SIFFA (Sochi International Film Festival and Awards), проходивший в Сочи с 11 по 16 декабря в третий раз за три года, конечно, является символом того, что Искусство по-прежнему «над политикой» как консолидирующий фактор.
Между прочим, в состав основного жюри в этом году вошла британский политик, член Независимой партии (UKIP) и экс-кандидат в мэры Лондона Элизабет Джонс, а возглавляли главную судейскую коллегию кинофестиваля народная артистка РФ, кинорежиссёр Елена Цыплакова и голливудский режиссёр Мохи Кандур, перебравшийся на ПМЖ в Великобританию. В работе жюри короткометражных и документальных фильмов примечательно участие известного британского продюсера Пола Эндрюса...
В трёх конкурсах состязались 32 киноленты (14 игровых, 10 короткометражных, 8 документальных), созданных в 18 странах и отобранных из более чем 800 заявок. Главный приз SIFFA-2018 – у картины грузинского режиссёра Тинатин Каджришвили «Горизонт», копродукция Грузии, Германии и Швеции. Лучшим признан и художник-постановщик фильма Георгий Гордзамашвили. Это трогательная история о некогда любящей паре, принявшей решение разорвать отношения. Выход из ситуации для героев неожиданен.
Лучший сценарий, по мнению жюри, положен в основу британской ленты «Любовь… возможно»: сценаристы – Майкл Боккалини, Майкл Кобурн, Че Грант, Кью Лин. Их романтичный герой ищет любовь через сайт брачного агентства.
Приз за лучший дебют – у ученика мастерской Александра Сокурова Владимира Битокова, участвовавшего в конкурсе с картиной «Глубокие реки» о каждодневном изнуряющем труде лесорубов. Причём на сочинском «Кинотавре» этим летом работа Владимира также признана лучшим дебютом (в паре с лентой Александра Горчилина «Кислота»).
Снимавшийся в Сочи фильм Александра Баршака «Пилигрим» получил награды SIFFA за лучшую операторскую работу (Святослав Булаковский) и лучшую музыку (Алексей Айги). Приза за лучшую режиссуру удостоен Владимир Алеников, представивший психологический триллер «Странники терпенья» об отношениях художника и музы. Сыгравшая главную героиню в этой картине польская актриса Майя Сопа награждена призом за лучшую женскую роль (такую же награду ранее ей присудил престижный международный кинофестиваль в Монреале).
Приз за лучшую мужскую роль – у Алексея Юдникова, снявшегося в дебютной ироничной киноленте Анны Яновской «Интересная жизнь». Герой Алексея – московский комедийный актёр, отправляющийся покорять «Фабрику грёз» в… Якутию. Картина Яновской и последняя работа Веры Глаголевой «Не чужие» отмечены специальными призами жюри «за неординарное совмещение жанров».
Приз за лучшие костюмы достался фильму британца Майкла Редвуда «Св. Екатерина Синайская», продолжающему традицию экранизации библейских книг. Питер О'Тул, сыгравший роль римского оратора Галлуса, умер в декабре 2013-го – до выхода ленты на экраны. Режиссёр вдохнул новую жизнь в эту работу, имевшую в США ограниченный показ под другим названием.
Фильм Сары Мани «Одна из тысячи» (Афганистан/Франция), признанный лучшим документальным фильмом, – о борьбе женщин за свои права: 23-летняя афганка Хетера Гользад ищет справедливость и защиту от многолетнего сексуального насилия собственного отца. Лучшим короткометражным фильмом названа работа тунисского режиссёра Амель Геллати «Чёрная мамба», повествующая о непростом жизненном выборе молодой девушки между предстоящим замужеством и давним увлечением женским боксом.
Спецпризами отмечены документальный фильм канадского режиссёра Роба Стюарта «Исчезновение акул» («за яркое послание человечеству и гражданский подвиг автора»), короткометражные ленты «Крик» Томы Стэнко («за кинематографическую выразительность, гуманизм и милосердие в исследовании человеческой судьбы»), «Верка-фуэте» Инны Щербань («актрисе Анне Нахапетовой за вдохновенный фламенко при воплощении идеи фильма»).
Кстати, дочь Родиона Нахапетова и Веры Глаголевой, сопредседателя жюри первого кинофестиваля, стала в этом году музой SIFFA. Её балетный шпагат над Чёрным морем украсил официальный фестивальный тизер. В слоган вынесены слова Анны: «Я верю, что умею летать!» Вот и вручавший награду представитель жюри резюмировал: «Мы все в это тоже поверили».
Кинофестиваль создан в 2016 году по инициативе режиссёра, сценариста, продюсера и поэта Любови Балаговой-Кандур, родившейся в России, но уже не один десяток лет проживающей в Великобритании. И хоть в числе организаторов на официальном сайте указаны лишь администрация города Сочи, Россотрудничество и сенатор Совета Федерации РФ Арсен Каноков, а сам проект проводится на территории России, его русское название стало лексической калькой с английского – Сочинский международный кинофестиваль и кинопремии. Получается, что «музыку заказывает» здесь всё-таки Великобритания, «окормляющая духовно». Причём презентации SIFFA ежегодно организовываются в Лондоне и в Каннах.
Иногда в СМИ в качестве неофициального имени форума упоминается его покровительница – древнегреческая богиня радуги Ирида, воплощённая в фестивальных призах. Контекстуальная эклектичность греческого образа (может быть, логичней было бы в заглавии увековечить, к примеру, королеву Викторию?) обусловлена, очевидно, древней историей региона, восходящей к мифическому походу аргонавтов. В Сочи верят, что золотое руно висело на священном дубе где-то на берегу Мзымты...
Федеральное министерство культуры официально кинофестиваль не поддерживает, довольствуясь «Кинотавром», но и не запрещает. Без господдержки муниципальный проект выживает на спонсорской помощи, что в условиях отсутствия тендеров и отлаженных механизмов контроля воленс-ноленс отражается на организационном качестве и количестве… «фальшивых нот».
Например, поставкой звёзд на SIFFA занимается президент Открытого российского фестиваля театра и кино «Амурская осень», секретарь Союза кинематографистов РФ Сергей Новожилов, а в церемониях открытия и закрытия сочинского международного кинофорума принимают участие и выступают малоизвестные молодые артисты, к сожалению, не блещущие вокальными данными и даже не попадающие в ноты. Нет, были на сцене и подлинные звёзды – Ия Нинидзе, Александр Галибин, Лариса Лужина, «поющие душой».
Композитор, певица и киноактриса Катя Семёнова написала и сама исполнила фестивальный гимн. На фоне кадров из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» с чувством пела «жена Штирлица» Элеонора Шашкова… Тем досаднее их соседство в одной программе с мнимыми величинами, снижающими профессионально-творческую планку. Ведь в зале мастерство участников торжественной церемонии оценивала, к примеру, Лариса Гергиева, художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра!
В рамках кинофестиваля при поддержке академии и Сочинского концертно-филармонического объединения в Зимнем театре состоялся концерт-кинопрезентация внеконкурсного документального фильма Павла Соро «Памяти Дмитрия Хворостовского и Елены Образцовой». Фильм сопровождал Сочинский симфонический оркестр под управлением Олега Солдатова. В первой части Концерта Глиэра для колоратурного сопрано солировала звезда Мариинки Антонина Весенина, а её коллеги Анжелика Минасова и Григорий Чернецов исполнили заключительную часть оперы Чайковского «Евгений Онегин».
На церемонии открытия кинофестиваля президент SIFFA вручила Ларисе Абисаловне специальный почётный диплом «за вклад в укрепление культурных и творческих связей между народами и государствами, привлечение общественности средствами Искусства к проблемам мира и справедливости».
Приза за выдающийся вклад в искусство кинематографии удостоена Светлана Немоляева. Её до слёз растрогала статуэтка богини радуги, выполненная скульптором Ириной Лагошиной. Судьба не баловала фестивальными лаврами народную артистку России. В благодарность Светлана Владимировна прочла стихотворение Беллы Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой!» из кинофильма Эльдара Рязанова «Служебный роман».
Лариса Лужина, отмечающая в этом году юбилей, награждена именной звёздной плитой в сочинском кинотеатре «Люксор IMAX». Церемонию закладки плиты предваряла творческая встреча сочинцев и гостей курорта со звездой «Вертикали».
Спецпроектами SIFFA в Зимнем театре, а также в Российском международном олимпийском университете стали мастер-классы Любови Балаговой-Кандур, кинорежиссёра Мохи Кандура, президента Российской гильдии киноведов и кинокритиков доктора искусствоведения Кирилла Разлогова.
В муниципальных кинотеатрах в дни фестиваля бесплатно демонстрировались шедевры мирового кинематографа и картины современных режиссёров. Изюминкой SIFFA-2018 стала внеконкурсная программа «В фокусе – регион», состоящая из кинолент, созданных на территории Северного Кавказа.
– Наш фестиваль, – говорит президент SIFFA, – проходил в этом году под эгидой мирового женского движения. Я объявила условный матриархат: в составе жюри в подавляющем большинстве были представлены женщины, при составлении тем для круглых столов или при формировании новых традиций мы делали женский акцент. Даже провели специальную шляпную вечеринку а-ля Royal Ascot (одно из самых масштабных в Лондоне светских мероприятий с участием королевы Великобритании), а назвали её созвучно знаменитому фильму Карена Шахназарова – «Зимний вечер в Сочи».
Любовь Балагова-Кандур уверена, что в современном мире, расколотом политическими разногласиями, у «Ириды» – особая миссия по возведению культурных мостов между странами и народами, т. к. кино способствует созданию атмосферы доверия, дружбы и взаимопонимания, помогает людям разных национальностей переосмыслить и изменить свою жизнь к лучшему.
Владимир МАЛЫШЕВ,
Сочи − Москва.
фото: Александр Фролов,
Владимира Богданова