Это собрание творцов телевидения и кинематографа, по мнению участников, регулярно бывающих на других фестивалях, сильно от них отличается. В первую очередь атмосферой. Название телекинофорума, предложенное двадцать лет назад его основателями во главе с Геннадием Селезнёвым, не формальное, а смысловое. «Вместе» объединяет и сближает очень разных людей: режиссёров, продюсеров, писателей, журналистов, актёров из самых разных стран – здесь в основу положено стремление к взаимопониманию, сотрудничеству и сотворчеству.
Хорошее начало
Хотя в Ялте было прохладно, минувший фестиваль отличался какой-то особенной теплотой. Открытие во дворце «Юбилейный» было сжатым и ярким. Часто подобные мероприятия получаются непомерно затянутыми, а тут гостям телекинофорума и жителям Ялты было подарено необыкновенно энергичное зрелище. Его замечательно организовал режиссёр Владимир Фатьянов, а темпераментно открыла виртуоз-скрипачка из Германии Анна Агре. Представление фильмов-номинантов перемежалось выступлениями прекрасных певцов: Заура Тутова, Анны Авериной, Ксении Дэви и ансамбля «Воронежские девчата». Абсолютно неожиданным было выступление юных учеников Бедроса Киркорова – двенадцатилетний Арсений Савельев из Самары потрясающе спел оперный шлягер «Памяти Карузо». А самым захватывающим было исполнение Сергеем Никоненко отрывка из «Василия Тёркина».
Совсем недавно по телевизору и в сетях в связи с юбилеем приветствовали выдающегося актёра и чтеца Александра Филиппенко, он исполнил множество произведений, и казалось, что никто не может так читать. Могут. В исполнении Никоненко проявились и мощь, и юмор, и мужество, и нежность, такие мудрость и удаль, что исполнитель встал вровень с гениальным произведением Твардовского. Оказывается, у этого актёра и режиссёра огромный чтецкий репертуар, кроме съёмок он занимается музеем Сергея Есенина, который сам же и организовал. Поскольку была возобновлена фестивальная традиция футбольных матчей звёзд телекинофорума с правительством Крыма, Никоненко был выбран капитаном команды артистов. После матча (он закончился вничью – 4:4) мы с Сергеем Петровичем долго разговаривали о поэтах и поэзии – я со времён «Журналиста» поклонник его таланта, но не знал, что он такой глубокий знаток русской литературы, в прямом смысле подвижник. Полагаю, подобные человеческие открытия были у каждого участника фестиваля.
Важный элемент программы – творческие дискуссии, о которых я попросил написать их участника, автора «ЛГ» Дмитрия Каралиса. Вот его впечатления.
Острые углы круглых столов
«В рамках телекинофорума прошли три круглых стола, посвящённых экранным видам искусства. Первый – «Как вернуть литературу в кино» – провёл председатель жюри игрового кино Юрий Поляков, писатель, чьи произведения многократно экранизировались в разное время. Участники диспута – актёры, режиссёры, сценаристы, студенты киновузов – обстоятельно выступили как в защиту нынешнего положения вещей, так и с критикой сырых, наспех сделанных картин и телепередач, гуляющих по экранам страны. «Зачем нужна литературная основа для сценария?» – звучал вопрос в зале. Ответ дали мэтры жанра: как правило, литературная основа любой истории проработана глубже и обстоятельнее, чем слепленный по законам нынешнего видеопотока сценарий. Экранизация романа, повести и даже рассказа чаще всего на порядок отличается от высосанной из пальца истории о бесконечных разводах, любовницах и ментовских «подставах». Претензий – что неудивительно – было много.
Вторая дискуссия – «Кино и телевидение как рассадник пошлости и невежества?» – вызвала ещё более жаркие споры. Модератор – декан факультета телевидения МГУ, председатель жюри неигрового кино – Виталий Третьяков был безжалостен в своих оценках: «ТВ бьёт из всех калибров по морали и нравственности населения, нужны идущие сверху перемены, в противном случае не только взрослые, но и молодёжь окажется во власти ложных идеалов». Катастрофично для истории вживление в народную память выдуманных событий, ляпов или сознательное искажение фактуры в угоду странной моде продюсеров. Часто история живёт в народном сознании благодаря фильмам, а не строчкам учебников, и обман в военных фильмах сродни идеологической диверсии. Участники круглого стола приводили множество примеров из современного репертуара, когда в угоду сенсационности забывают об исторической правде и логике».
Видимо, из скромности Дмитрий Каралис не процитировал свой афоризм, родившийся в спорах: «Голливуд создал Америку, а наше кино уничтожает Россию». Прозвучал также грустный пассаж Третьякова о том, что высочайшие взлёты русской литературы, к сожалению, миновали с ХIХ и ХХ веками, позади Эверест, наша задача держаться, спускаясь с вершин русского искусства, чтобы не рухнуть в пропасть. Спасти же от полного крушения может только государство, если осознает опасности, связанные с культурной деградацией. И начать оно должно с образования. Юрий Поляков вспомнил о «демократической» цензуре, когда написанный им совместно с маститым Евгением Габриловичем сценарий, критичный по отношению к перестройке, не пустили в производство. Также интересной была дискуссия, которую вели Лидия Графова и Всеволод Богданов по теме «Какое послание направляет зрителю современное кино?».
Крайне разнообразна деятельность телекинофорума: это и «десант» в Севастополь, и поездки кинематографистов в Артек, демонстрация фильмов фестиваля в аудиториях крымских вузов и на набережной Ялты, конечно, поход в музей Чехова, а также концерты, встречи со зрителями, мастер-классы, традиционные поэтические вечера – генеральный директор телекинофорума Анатолий Усов читал здесь свои стихи, а замечательные артисты пели его песни...
Но главное всё же конкурсы.
Делу венец
Отметим победителей в разных номинациях конкурса телефильмов и программ: фильм «Они шли за Гитлером: история одной коалиции» (Москва) напоминает, что не только Германия, но и семь европейских стран, союзников нацистов, послали свои войска воевать против СССР (почти миллион солдат). Также нельзя забывать о том, что в 41-м почти всё еврейское население Литвы было уничтожено, и сделали это литовцы, а не только немцы – то, что сейчас в Прибалтике не хотят вспоминать, прозвучало в израильском фильме «Последнее воскресенье августа».
Очень понравилась жюри и жителям Крыма прекрасная лента Ашота Джазояна, о которой «ЛГ» уже писала, – «Крымчане». Среди победителей – «Красные звёзды Германии» («ТВ Центр»), «Санитар» (Екатеринбург), «Корни» (Москва), «Затихшие голоса» (Санкт-Петербург). Отмечены были также очень актуальная программа Бориса Соболева «Идущие к чёрту» (ВГТРК), Юлии Мавриной – «Забытое ремесло» («Культура»), «Стервятник» (Иран), «Жанин» (Беларусь) и автор фильма «Северный морской путь» Елизавета Листова (НТВ).
А Гран-при в конкурсе получила щемящая лента Дениса Берестова «Хештег Клюквахайп» (Самара) о двух не падающих духом безработных псковитянках (матери и её четырнадцатилетней дочери), которые получают государственную помощь в размере 450 рублей, а живут тем, что собирают и продают клюкву.
Жюри игровых телефильмов отметило телефильм Константина Одегова «Рисунки дождём» (Тюмень), где свою последнюю роль сыграл Владимир Толоконников; «Разоблачение единорога» (Вячеслав Лавров, «Яуза-фильм») и «Динозавр» (Евгений Серов, НТВ).
Лучшим сценаристом стал Дмитрий Каралис («Коридор бессмертия»). Мы также рады, что лучшим режиссёром-постановщиком признан Мурад Алиев («Пустыня», НТВ). О его фильмах «ЛГ» не раз писала, отмечая верность режиссёра патриотической теме – в ней успех невозможен без искренности, любви и профессионального мастерства.
В номинации «Продюсер» приз получили Наталья Парамонова («Разоблачение единорога») и Родион Павлючик («Молодое вино»).
А в номинации «Актриса» – показавшая себя не только талантливой, но и очень разноплановой Дарья Урсуляк (сериалы «Солдатик» и «Гурзуф») и замечательная Елена Цыплакова («Шаг в бездну»).
Лучшим актёром признан Владимир Машков («Медное солнце», НТВ), отмечен был также Андрей Стоянов («Эксперт»).
А Гран-при XIX Международного телекинофорума «Вместе» присуждено сериалу, о котором «ЛГ» тоже писала, «Медное солнце» (Карен Оганесян, НТВ).
В будущем году – юбилейный, двадцатый телекинофорум, и посвящён он будет 75-летию Великой Победы.
Александр Кондрашов, Ялта – Москва