Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 июня 2023 г.
Литература Библиосфера

Вдох по-прежнему светел

21 июня 2023

Елена Безрукова. Вертикальный воздух: книга стихотворений. – М.: СТиХИ, 2022. – 52 с.: ил. – (Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт». Сер. «Сингл» (The Single). – Кн. 49).

«В прошлой жизни, ты помнишь, я была воином. / И когда мне башку проломили копьём, / То река из дыры понеслась так упрямо и вольно, / Что собою пробила Великий каньон» – так начинается одно из стихотворений Елены Безруковой, вошедших в книгу «Вертикальный воздух». И в этих строках, и в названии сборника ощущается мощная энергетика объёмного, метафоричного, самобытного пространства, наполненного жизнью и волей, дыханием и музыкой.

Звук, эмоция, миф – вот, на мой взгляд, самое главное в книге, те три кита, на которых держится поэтика автора, как бы балансируя между землёй и небом.

Звук – это та оболочка, в которую, словно сувенир в блестящую подарочную бумагу, завёрнут смысл каждого стихотворения. Музыке в поэтике Елены Безруковой отведена особая роль, она – важное действующее лицо (иначе не скажешь!) многих её стихотворений. Вот, например: «И через воздух, набрякший музыкой, / Будто бы летней грозой густой, / Я, как во сне, по карнизу узкому / Ринусь на голос твой». Особый звуковой строй стихотворений даёт возможность не только представить созданную поэтом картинку визуально, но и «услышать» каждый шорох, почувствовать дыхание ветра на своей щеке или ощутить затейливый танец мыслей: «Вереск, полынь, вереск, полынь, вереск. / Помнишь И-цзин, спички, игру всерьёз? / Мысли мои идут по воде на нерест, / Им очень тесно жить, поднимаясь в рост». Именно звук играет ведущую роль в рождении образа. Так, в приведённом примере первая строка задаёт ритм, иллюстрируя ход мыслей, а каждое слово в ней – шаг. А в этой строфе слышится не только мерный стук колёс, но и тревожное дребезжание пустого товарняка по рельсам: «Разгляжу через небо, развешанное кое-как, / Что душа твоя едет домой, как пустой товарняк. / Дребезжит напоследок по плохоньким рельсам во тьме, / И две ржавые нотки стучат напоследок во мне». Совсем иное настроение в следующих строках: «Вот улыбка – лодочка, челн / В страны, где в пыли босиком / Жизнь ветхозаветнее, чем / Глиняный кувшин с молоком». Здесь слова льются подобно маминой колыбельной или молоку из кувшина: легко, неспешно, без напора.

Молоко как средство против горечи упоминается и в других стихах: «Молоком горьковатое слово запить, / Чтобы вдох был по-прежнему светел. / Глубина, на которой нельзя разлюбить, / Всё прощает, заметил?»

Думается, поэт транслирует нам простую, но фундаментальную мысль. Подлинность и глубина чувств, ясность взгляда и незамутнённость сердца – то, чем каждый из нас наделён с рождения. И в мире, где так много трудностей и борьбы, самой мощной спасительной силой оказывается мамин поцелуй: «Мама, щека, куда ты поцеловала, / меньше горит на ветру».

Эмоция – это то, что Елене Безруковой удаётся передать точно и тонко. Её стихи – живые, подвижные, настоящие:

Хорошо

притихшей скрипкой

дышать в чехле

за твоим плечом,

от жизни тебя врачуя.

Боже, я не могу

вкусить твой горючий хлеб.

После плоти твоей

я вкуса его не чую.


Поэт так стремительно сокращает дистанцию между собой и читающим, что такая откровенность несколько пугает. Но именно она и притягивает. Далеко не каждый осмелится сказать: «Бог, я смотрю на тебя сквозь человека. / Мне тебя так видней». Подобное признание – заявка на создание собственной мифологии.

Миф – история о происхождении мира, рассказ о его законах. В книге «Вертикальный воздух» – две части: «Вочеловече» и «Доходя до прозрачности». Плотское, земное тесно соединено в её сборнике с невесомым, небесным. Поэт не только творит свой миф, рассказывает историю, но и искусно связывает воедино телесное и духовное. Результат впечатляет – вырисовывается очень цельная картинка, становится буквально легче дышать и жить: «Доходя до прозрачности, / Речь опускает на дно / Прошлогоднюю траву,/ И камни, и лодку, и остров./ Остаются такие слова, / За которые просто / Полюбить и простить, / Но остаться собой заодно».

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Два в одном

    29.05.2025
  • «Все жили вровень, скромно так»

    29.05.2025
  • Сибирский герой нашего времени

    28.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    23.05.2025
  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS