Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 февраля 2020 г.
  4. № 6 (6724) (12.02.2020)
Искусство Библиосфера Рецензия

Вечный экзамен на совершенство

12 февраля 2020

Н.М. Цискаридзе, И.Л. Кузнецов. Шесть экзаменационных уроков классического танца П.А. Пестова: Учебное пособие

– СПб.: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019. – 256 с.


Формально – учебное пособие. По сути – свод жизненных правил, которые, однажды усвоенные, остаются навсегда с артистом русского балета, где бы он географически ни находился, какую бы позицию ни занимал (артист, солист, премьер, педагог, хореограф, концертмейстер). Всеобъемлющий профессионал, стремящийся к совершенству, ради него идущий на жертвы, пренебрегающий комфортом, материальным благополучием, режимом труда и отдыха, – всё это Петр Антонович Пестов (1929–2011), знаменитый русский балетный педагог.

Так его изначально понимают двое (из огромной массы учеников) – Николай Цискаридзе и Илья Кузнецов. Они выпустили книгу, заглавие которой говорит об их подходе к личности героя: «Шесть экзаменационных уроков классического танца П.А. Пестова». В таком названии нет никаких эмоциональных посылов лирико-романтического толка или надрывно-доказательной публицистики, ничего такого, что часто сопровождает высказывание о любимом человеке. Практически внеэмоциональная акция двух профессионалов, которым хорошо известно, что Пестов в первую очередь – это бесконечная работа в классе, жестокое самоограничение, адская требовательность, неостановимый поиск совершенства. И этого им достаточно, чтобы назвать Пестова не просто своим наставником, но великим педагогом, роль которого в судьбе каждого и в судьбе мужского исполнительства в русском балете второй половины ХХ в. огромна. Эта истина, внятная им как профессионалам, безусловно, захватит и их коллег – думающую часть интернационального балетного сообщества.

По форме это именно шесть уроков, записанных в необыкновенных подробностях, буквально в штрихах, так, что вы поступательно входите в проблематику класса, а в более широком смысле – в поле балетного академизма. Читая последовательно, неспешно изложение урока (цифры, схемы, значки, музыкальный метраж, французские термины), пропуская их мысленно через себя, вы буквально находитесь у палки, у зеркала, на средине класса, у вас перехватывает дыхание, ноги дрожат от напряжения; спиной в страшной тишине вы слышите рядом стоящего ученика, вам словно передаётся стон, готовый вырваться наружу от невозможности более терпеть мучительный тренинг и этого безжалостного, педантичного, небольшого роста человека с садистскими наклонностями. То есть книга, помимо своего учебно-методического плана, имеет дальние планы – они в доказательстве Метода, которому отдана жизнь. Если при этом понимать, какие имена вышли из класса Пестова, то, в общем, его методика есть торжество духа этого человека. Его ученики – Александр Богатырёв, Вячеслав Гордеев, Валерий Анисимов, Александр Ветров, Владимир Малахов, Николай Цискаридзе.

Лола Кочеткова

 

Тэги: Книга Мастер
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Стена Франгуляна

    103 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS