Уроки 1917-го для современной России
Февраль 1917-го устранил самодержавие, но для развития капитализма мало что сделал. Кстати, первые буржуазные страны – Англия и Голландия до сих пор живут при королях: политическая форма для благополучия страны – не самое главное. А что с провозглашённым Октябрём социализмом? Где он? Вот статистика: зарплата рабочего в России сегодня равна (в сопоставимых ценах) зарплате рабочего в 1916 году.
Миллионы на правом борту
На мой взгляд, Великая русская буржуазно-демократическая революция, начавшись в 1905 году, продолжается более 100 лет, прошла много этапов и не завершилась. В этом нет ничего необычного:
– Великой Английской революции более 300 лет, но и она не завершена: там монархия, в стране нет Конституции, утверждённой народом.
– Великая Французская революция, начавшись в 1789 году, завершилась (по мнению историка академика Волгина) только в 1875-м. Отголоски нестабильности продолжают раскачивать Францию.
Наша страна не исключение. Вопреки мнению многих историков о поражении русской революции 1905 года, она кое-чего добилась: впервые появился законодательный орган (Госдума), избираемый населением. Это был первый этап революции.
Следующих ждали недолго. Царский политик Дурново предупреждал: не надо начинать войну с Германией, это приведёт к революции. Его не услышали. В феврале 1917-го царя попросили подвинуться с трона различные самозванцы. Это был второй этап.
В сентябре 1917 года Временное правительство официально провозгласило Россию республикой. Пришёл третий этап.
Незадолго до октябрьских событий будущий великий писатель Сомерсет Моэм, а тогда – агент британских спецслужб, проехал от Владивостока до Петрограда и сообщал начальству в Лондон, что делать ничего не надо – все идёт в нужном направлении: Россия разваливается сама. В больших войнах, кроме разгрома противника, важно ослабить союзника.
В октябре 1917-го настал четвёртый этап революции. Его предпосылки и основные особенности: 1. Полная незаконность Временного правительства. Российские либералы были столь слабы, что не смогли даже оформить власть. 2. Единственной властью, избранной демократическим путём, были Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, второй Всероссийский съезд которых намечался на октябрь. 3. К власти пришли две партии: большевики и левые эсеры, которые в 1918-м уйдут из власти после мятежа. Кстати, ленинская партия не настаивала на однопартийной модели власти. 4. Самое главное: Октябрьская социалистическая революция была, по сути, великой крестьянской революцией. Крестьяне (более 80% населения России) безвозмездно получили землю, которой добивались веками. Крестьяне, одетые в шинели, обеспечили почти мирный характер октябрьских событий в Петрограде. 5. И именно крестьяне, составлявшие большинство бойцов Красной армии, защищая свою землю, разбили белогвардейцев и интервентов, предотвратив развал России.
После Октября экономика состояла из небольшого сектора государственной промышленности и громадного числа мелких единоличных крестьянских хозяйств. Немалая их часть работала на самообеспечение – их даже до младенческого капитализма надо было подтягивать.
«Нас опрокинет – на правом борту в сто миллионов груз крестьян», – писал Маяковский.
Ленин планировал постепенно, при помощи нэпа мотивировать крестьянство к более эффективному ведению товарного производства через кооперацию. Нэп позволил восстановить промышленность, развить торговлю и малый бизнес, но сельское хозяйство снижало товарность из-за мельчания частных наделов. Внедрить механизацию было невозможно из-за малых размеров крестьянских хозяйств и их неплатёжеспособности. Выход нашли: коллективизация и создание МТС (машинно-тракторных станций).
Быстро выросла товарность сельхозпроизводства, пришла механизация, сократилась масса крестьян, многие стали рабочими, включились в индустриализацию, а сама коллективизация стала пятым этапом революции.
Что не доделал Сталин?
Руководство страны очень удачно выбрало время для проведения индустриализации – в разгар жуткого мирового экономического кризиса. Это позволило привлечь к сотрудничеству на льготных условиях ряд мощных промышленных корпораций (больше всего из Америки и Германии), а также произвело яркий агитационный эффект: у нас – бурный взлёт, а у всех – провал!
Страна совершила прорыв в ряд крупнейших экономик. Необходимо было закрепить успехи установлением стабильной политической системы на основе парламентской демократии. Это сделали, приняв в 1936 году новую Конституцию, что стало шестым этапом революции.
В Конституции впервые за всю историю России устанавливалась власть народа через прямые, тайные, равные и всеобщие выборы. В Основном Законе (в отличие от позднейшего брежневского) не было статьи, которая бы узаконивала особую роль одной партии. Сталин добивался проведения выборов на альтернативной основе, что вызвало категорическое неприятие со стороны его соратников.
После Победы Сталин предполагал довершить буржуазно-демократические преобразования и снова вернулся к этому вопросу. Но не успел, а его неумелые соратники зависли на 40 лет в тупике и экономической, и политической мысли, продолжив инерционное движение по укатанной догмами дороге. Это привело к крушению СССР в результате очередного (1989–1993) седьмого этапа революции.
Российская буржуазия наконец набрала силу и сумела взять власть, хоть и с большими потерями для страны. Подробности процесса нужно рассматривать отдельно. Сейчас нас интересуют результаты.
Крестьянский (аграрный) вопрос, который Сталин ещё в 1913-м назвал главным вопросом русской революции, за 100 лет был практически решён: крестьяне становятся сельскохозяйственными рабочими крупных механизированных аграрных производств.
Остался нерешённым один вопрос – собственно рабочий. Он стал главным, и, судя, например, по высказываниям Трампа, – в Америке тоже, несмотря на существенную разницу в доходах русских и американских рабочих.
От глобализма вывозного – к суверенному
Почему? В чём суть? Со времён Маркса положение капиталиста и рабочего изменилось. Маркс изучал капитализм, живя в Лондоне – на родине капитализма, который развивался в Великобритании в бархатных условиях. Из-за отсутствия конкуренции английским товарам был обеспечен постоянный спрос.
В мире были четыре страны, развивавшиеся в тепличных условиях сбыта. Это – родители капитализма Англия и Голландия, у которых никогда не было проблем с продажей товаров. Это США, а также Япония. Остальным странам приходилось и до сих пор приходится организовывать производство и сбыт товаров в жёсткой конкурентной борьбе.
По сравнению с временами Маркса и Ленина капитализм победил во всем мире и прошёл несколько этапов развития. Недавно он преодолел очередной этап – «вывозной глобализм». На носу следующий: «глобализм суверенный». На эту тропу вступают прежде всего самые могучие страны – США, Китай, Россия.
Столкнувшись с переполненностью глобального рынка, мировые экономики ищут возможности для расширения внутреннего, суверенного сбыта. Китай несколько лет назад начал поднимать благосостояние граждан для роста внутреннего сбыта. Трамп натолкнулся на проблему рабочих явочным порядком и думает, как её решить. У нас же форумы без устали поют об инвесторах, хотя ещё 100 лет назад русский капиталист Савва Морозов говорил, что рост экономики зависит более всего от роста благосостояния рабочего.
Как только товар купили, у капиталиста появляется прибыль, а у рабочего (работника, работающего) – зарплата. Главный покупатель товаров – их производитель. Вы скажете: «Есть и другие покупатели». Да. Но они появляются потом, потому что они – получатели вторичных денег. Эти вторичные покупатели: госчиновники, офицеры, врачи, учителя, работники культуры, сферы услуг и проч. Поэтому, чтобы увеличивать ВВП и улучшать благосостояние всех граждан, надо сначала увеличивать численность работников реального сектора и уровень их доходов, а следом станут расти сбыт товаров, производительность труда и доходы остального населения.
Не тратить – зарабатывать!
В канун Октября меньшевики и Плеханов предупреждали Ленина, что рабочая партия в России не должна брать власть, т.к. большая часть населения (крестьянство) находится ещё на докапиталистической стадии развития. В ответ Ленин предположил, что рабочая партия могла бы начать с задач буржуазной революции и по их достижении перейти к строительству коммунизма.
В ленинском алгоритме действовал и Сталин, возводя под лозунгом социализма крепкое индустриальное общество. К 1953 году ему оставалось только завершить демократические преобразования в политике, а в экономике – не снижать темпы роста потребления. Для управления процессами роста экономики советского госкапитализма использовались некоторые простые методы. Например, артельное (кооперативное) производство. Был найден гибкий рычаг управления потребительским спросом – ежегодное снижение твёрдых госцен. Это позволяло регулировать спрос на товары, повышать уровень доходов и увеличивать производство.
Сейчас стоит вспомнить о проклинаемом социализме: разуть глаза, вынуть мозги из холодца догматизма и понять, что социализм не является самостоятельной экономической формацией, это – коллективный труд в интересах общества, он существовал при всех экономических формациях как главный мотор развития. Социальное государство – не то, которое социально тратит, а то, которое социально зарабатывает и даёт заработать труженикам.
Социализм как метод развития госкапитализма использовали Китай, Швеция, Вьетнам, Индия, Норвегия... А что скажете о Саудовской Аравии, где две трети экономики – государственные, а социальные расходы – на зависть многим? «Исламский социализм»?
Почти все, кто пишет о нашей революции, забывают, что Ленин поменял в октябре 1917-го главный шестой пункт своих апрельских тезисов – пункт об аграрном вопросе. В апреле он ставил задачу выборов советов батрацких депутатов и создания на базе национализированных помещичьих имений крупных общественных хозяйств, а в октябре предложил принять левоэсеровский план безвозмездной передачи конфискованных земель крестьянству в частное пользование.
Этот шаг позволил Ленину сохранить Россию, которая летом 1917-го начала распадаться. Если сейчас на месте СССР минимум 21 гособразование (15 бывших союзных республик плюс Приднестровье, ЛНР, ДНР, Ю. Осетия, Абхазия, Наг. Карабах), то тогда Россию растащили бы не менее чем на 45 кусков. Старались не только украинские, кавказские, среднеазиатские, прибалтийские националисты, сибирские и др. сепаратисты, но и соседи, и союзники. Сохранив единство крестьянства, Ленин сохранил единство России.
Ленин провёл изменение партийной программы по аграрному вопросу прямо перед октябрьским II съездом Советов, когда убедился, что в Советах у его партии большинство и заслуга принятия «Декрета о земле» достанется ей. В употреблении остались социалистические лозунги, а настоящая социализация общества началась лишь через 10 лет с коллективизацией и индустриализацией.
Почему мы не первые?
За 74 года (1917–1991) ленинская партия (советская власть) выполнила поставленную вождём задачу – провела необходимые этапы буржуазной революции, но не смогла из-за отсутствия творческих лидеров решить проблему советского госкапитализма в условиях доминирования потребительского рынка (32 млн. наименований товаров), что не поддавалось пресловутому госпланированию. В итоге партия сама сдала власть и общественную собственность ею же выращенной номенклатурной буржуазии.
Итак, если Россия в близкой перспективе решит рабочий вопрос – это будет восьмой (заключительный) этап Русской революции. При этом он будет носить неизбежно мирный характер – для капиталиста это единственный путь повышения сбыта и увеличения прибыли.
США содействовали нам в 30-е годы не только потому, что это давало их корпорациям возможность зарабатывать во время кризиса, но и потому, что таким образом укрепляли Россию – главного противника своего основного конкурента – Германии. А уже в ходе Второй мировой войны для США борьба за «тихоокеанское озеро» стала важнее войны с Германией. Ныне, когда в Тихий океан «смотрятся» три главные державы мира, значимость наших позиций там неимоверно возрастает.
Поэтому надо на тихоокеанском театре экономических действий создавать мощный промышленный кулак, возводить заводы с жильём (как когда-то Комсомольск).
У России есть ряд преимуществ, чтобы выйти на первое место по уровню производства на душу населения. Это в 10 раз меньшее, чем в Китае, и в два раза меньшее, чем в США, население, меньшее число единоличного крестьянского производства, большая насыщенность недр, выгодное расположение в центре экономических путей Евразии. И стоит помнить, что образованный, современный капиталист – главный интересант окончательного решения рабочего вопроса. Если всё дело будет правильно, без хищничества и эгоизма, организовано, у России есть все шансы добиться невероятных успехов в развитии.