Именно 24 октября 1812 года в ожесточённом сражении за небольшой русский городок Малоярославец «решилась судьба «Большой армии» Наполеона», как напишет потом участник битвы, военный историк и поэт Фёдор Глинка.
Уже французский генерал и историк, участвовавший в сражении, скажет ещё больше: «Это злосчастное поле битвы, на котором остановилось завоевание мира, где двадцать лет непрерывных побед рассыпались в прах, где началось великое крушение…»
Вот так – русский городок Малоярославец, в котором тогда едва ли насчитывалось полторы тысячи жителей, стал рубежом, где был остановлен «покоритель мира».
Именно здесь окрепшая русская армия показала отступающим из Москвы солдатам Наполеона, на чьей стороне сила. После Малоярославца «Большая армия» уже не будет отступать, а станет просто спасаться бегством, превратится в деморализованное сборище голодных, замёрзших оборванцев.
Однако покорённая Наполеоном Европа, трепетавшая перед ним, не посмеет поверить в крушение своего властителя. Русским войскам ещё долго придётся в одиночестве добивать остатки «Большой армии». «И лишь после взятия Берлина в марте 1813 года западноевропейские военачальники наконец-то «осмелели» и присоединились к русской армии, чтобы более или менее решительно бороться с Наполеоном», – отметит наш историк Вадим Кожинов. И очень точно добавит: «Это можно сравнить с открытием «второго фронта» в 1944 году». Согласимся, весьма символичные и наводящие на размышления совпадения.
А закончим стихами Сергея Глинки, написанными в год славной битвы:
Горит кровопролитный бой.
Все россы вихрями несутся,
До положенья глав дерутся;
Их тщетно к отдыху зовут.
«Всем дайте умереть нам тут!» –
Так русски воины вещают,
Разят врага, не отступают:
Не страшен россам к смерти путь.
И мы, о воины! за вами
Из градов русских все пойдём;
За нас вы боретесь с врагами,
И мы, мы вас в пример возьмём.
Или России избавленье,
Иль смерть врагу и пораженье!..
К победе с вами мы пойдём
Иль с верой – верными умрём.
Продолжение темы здесь