Юлия Александрова. «Гончарный круг»: стихотворения.
– М.: Издательство «У Никитских ворот», 2019.
Книга поэтессы, прозаика, художницы Юлии Александровой «Гончарный круг» – очередной шаг в её стихотворном творчестве.
Читаешь новые произведения автора и радуешься тому, как год от года растёт её профессиональное мастерство, и постоянному творческому поиску. К примеру, программное стихотворение, давшее название книге, говорит о расширении когда-то до поры скрытого глубокого эмоционального настроя её поэзии:
Гончарный круг большой, вращая не спеша,
Я создаю сосуд – вместилище эмоций.
Тех, без которых не живёт моя душа,
И тех, что греют, как полуденное солнце.
В сосуде радость будет весело сиять
И грусть царапать коготками, словно кошка.
Здесь интерес – всё необъятное объять
И чистых капель удивления немножко.
Не обойдётся в нём без горечи стыда,
И для восторга будет место непременно.
Добавить гнева остроты ещё сюда…
Всё очень разное, но форма неизменна.
Простой сосуд, но содержанье глубоко,
И под руками глина форму обретает,
Как и судьба. Её слепить порой легко,
А вот постичь и целой жизни не хватает!
Открывается книга циклом стихотворений «Двенадцать месяцев». Выстроен он классически, как и положено, с января по декабрь. Каждому месяцу дана тонкая образная характеристика, – читатель сразу видит и чувствует движение времени, как его ощущает сама поэтесса. В её представлении, к примеру, «Январь – трудяга. Закатал он рукава / И нити белые в станок с утра заправил…», «Разноцветный февраль постучался к нам в окна / С аметистом снегов, бирюзою небес», «Апрель на ветке за окном / Сидит, как воробей…», «Октябрь – чаровник. Художник поневоле. / Колдует у мольберта он с утра. / Мазками мастихином пишет поле, / Что охрою разметил лишь вчера…».
Оригинально? Да! В этих стихах мы видим талантливого художника, который доносит до читателя всю необычную красоту месяцев. Александрова заставляет нас по-иному взглянуть и на природу каждого времени года. Образность цикла естественно переходит и на остальные стихотворения книги. Это говорит о том, что поэтесса ищет всё новые краски для своих произведений, не удовлетворяясь достигнутым.
Та же тенденция сохраняется и в разделе, посвящённом городам России, о которых автор пишет с любовью. Это «Московские акварели», «Калининград – Кёнигсберг», «Коломна», «Курск», «Орёл», «Тула», «Кижи» и другие.
Приведу в пример последнюю строфу из стихотворения «Кижи»:
Прекрасна ты, Кижей природа.
Царит здесь творчества свобода,
И не страшна ей непогода.
Ведь всё у Господа в руках.
Хороший поэтический поворот мысли, дающий восприятие автором вечности.
Вторая половина книги – в основном любовная лирика: искренняя, глубокая, проникновенная. Она объединена в четыре раздела: «Трамвай надежды», «Реставрация чувств», «Творчество», «Гончарный круг». Вот, например, стихотворение «Трамвай надежды»: «Без тебя я никто, а с тобой целый мир открываю», «Подарил мне мечту разноцветную, словно жар-птица». И совсем рядом в стихотворении: «Стряхнула пыль твоих объятий / Я со своих покатых плеч. / Ты был когда-то мне приятен, / Но не сумел меня сберечь». Многие стихи построены на пике противоречий, когда любовь оборачивается драмой.
Очень глубокое, с надрывом, стихотворение «Реставрация чувств», которое хочу процитировать полностью:
Развела нас Судьба, как разводят мосты
В Петербурге под музыку ночью.
И в холодной Неве утонули мечты –
Чувства снова разодраны в клочья.
Обещания встреч, как крылатые львы,
Поманили в мир счастья полётом.
Но на месте блестят позолотой. Увы!
Словно держит цепями их кто-то.
Плотной тканью укрыта, как Спас на Крови,
Оказалась надежда ничтожна.
Возрождение просит взаимной любви –
Реставрация чувств невозможна.
К такому пронзительному пассажу примыкают и другие: «Мотив любви», «Судьба свела нас в октябре», «Ангелы в душе», «Веер из снов», «Верни мою любовь», «Не мой», «Подсолнух», «Танцы на стекле», «Я искала тебя!» и другие. Истинное чувство любви Юлии Александровой рождает чистые, образные стихи.
В разделе «Творчество» поэтесса стремится сквозь картины талантливых и любимых ею художников проникнуть в секрет их гениальности и попытаться приблизиться к чуду великого творчества. Это ярко отражено в «Моём холсте»:
Ко мне на холст с утра вплывают облака,
Они в подвязочках, как ножки у младенца.
Я их подкрашу снизу розовым слегка
На фоне неба – голубого полотенца.
Затем мой холст впитает запахи земли
И свежескошенной травы, и запах леса…
Последняя строфа подводит итог: «Холст отражает нежность музыки воды, / И страстность грома с нитью молнии из стали. / Взяв в руки кисть, всё по-другому видишь ты: / Душою чувствуешь мельчайшие детали».
Душа автора трепетно проникает в чужое горе. Это мы видим в стихотворении «Поцелуйте детей», посвящённое памяти тех, кто погиб в торговом центре в Кемерове:
Поцелуйте детей, обнимите покрепче
И шепните тихонько, как любите их.
Пусть холодный, но солнечный мартовский вечер
Тёплой пристанью станет для счастья двоих.
В этих строчках и любовь, и слёзы, и скорбь о безвинно погибших, вера поэтессы в то, что родители никогда не забудут своих детей, те останутся в их сердцах: «Обнимите детей. Они с вами и живы! Пусть Господь защитит их от всякого зла». Юлия Александрова верит в это, а вера поэта божественна.
Стихи Юлии Александровой разноплановы. В них и минор, и драматические ноты, но все они оставляют у читателя светлое, мажорное настроение.
Юрий Богданов