Диктант основан на текстах двух ранних рассказов Максима Горького «Сон» и «Тронуло», впервые напечатанных в газете «Нижегородский листок» в 1896 году. В живом своеобразии повествования начинающего писателя, представившего эскизы будущей цельной картины, уже чувствуется большой мастер романтической прозы.
Наступает ночь. Уже вода реки впереди и сзади парохода потемнела и кажется иссиня-чёрной, потемнела и яркая зелень кустарника, пышным ковром покрывшая крутые скаты горного берега. Поднимается ветер, сырой и холодный, тучи, рассеявшись, сплошь покрывают небо, луговой берег далеко вглубь залит блестящей пеленой воды, кое-где её прорвали большие тёмные пятна островов, образовавшихся от убыли. Но разлив ещё широк, и всюду на горизонте холодно блестят полосы воды, невозмутимо спокойной и ясно отражающей тяжёлые, лохматые облака.
А вокруг нашего исполина парохода ветер поднял на реке шумную жизнь: небольшие волны набегают друг на друга и плещут о борта парохода, разбивающего их в брызги и пену тяжёлыми лопастями колёс. От кормы к берегам двумя пышными грядами разбегается вспененная вода, и чересчур тяжёлые1 вздохи машины2, вместе с неумолчной, навевающей скуку музыкой волн3, наполняют сырой и гулкий воздух весенней ночи глухим шумом, таким же однообразным и мутным, как и это облачное небо над взволнованной ветром и судном многоводной мощной рекой.
Иногда на горном берегу вдруг появится огонёк рыбацкого костра, от него ложится на воду алая кружевная лента отражения, – ложится и причудливо играет, колеблемая ветром на гребнях волн, а потом вдруг исчезает, скрываясь за камнями в углублении берега.
И опять слева от парохода молчаливо двигается тёмная стена горного берега, а справа развёртываются луга, уходя к горизонту, где темно и мрачно и откуда на небо, точно рождённые землёй, медленно вползают облака, тяжёлые и тёмные, странных очертаний, грозящие дождём и молниями и громом.
Что-то мечтательное, смягчающее ум и душу, смутное и ласковое, несёт с собой приближающаяся ночь. Всё, чего ни касается она своими тёмными крыльями, становится мягче: звуки, долетающие с берегов, – меланхоличнее, а звёзды – светлей...
И вот наконец уже далеко за полночь. Сидя на галерее парохода, я смотрю на него, охваченный мечтательным настроением, и, отдаваясь разным фантазиям, возникающим в мозгу, полной грудью вдыхаю влажный и тёплый воздух ночи. В такие моменты всегда хочешь счастья и ждёшь его с немалым сомнением и со странным упорством, совершенно забывая, что оно не только никогда не идёт навстречу, но ещё требует усиленных и долгих и большей частью бесполезных поисков его. Едва ли кому известное, но всеми желаемое, оно неуловимо, как мечта.
(М. Горький, 350 слов)
---------------------
1, 2, 3 Допустимо без запятой.
КОММЕНТАРИЙ СОСТАВИТЕЛЯ
Диктант позволяет проверить знание следующих орфографических правил: правописания приставок (раз-/роз-, пре-/при-), суффиксов причастных форм (зависящих от спряжения и сохраняющих гласный инфинитива), окончаний существительных, глаголов, причастий; разграничения наречий и омонимичных с ними форм. Специально в текст введены слова и формы слов, вызывающие, по наблюдениям филологов, наибольшие трудности в написании при восприятии текста на слух: исполин, чересчур, за полночь и др. Пунктуационное оформление текста ориентировано на проверку расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обособленными конструкциями, с вводными словами; в сложных предложениях с однородными придаточными, в бессоюзных сложных предложениях. Особого внимания заслуживают случаи, в которых регулярно ошибочно ставится запятая (в частности – при одиночном распространённом обстоятельстве).
Наталья Кириллова