Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Вещи, которые знать не обязательно

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Борис Кудрявов. Тайная любовь Высоцкого. – М.: Алгоритм, 2007. – 256 с.: ил. – (Вкус скандала).

Марлена Зимна. Высоцкий – две или три вещи, которые я о нём знаю / Пер. с польского Г. Осадчий. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 250, [1] с. – (Портреты без ретуши).

Российских книгоиздателей как «класс», наверное, сложно заподозрить в особом, специфическом отношении к памяти певца и артиста. Но достаточно зайти в любой из крупных книжных магазинов и для начала увидеть сборнички (по-другому их назвать как-то и рука не поднимается) стихов и текстов – многочисленные, разными людьми собранные, но на редкость роднящиеся: некоей торжествующей непритязательностью. Оформления ли, качества ли бумаги, степени ли текстологических усилий.
Книжная «высоцковиана», то есть издания, ему посвящённые, также в подавляющем большинстве своём не могут похвалиться изысками и особыми достижениями по части полиграфической. Чисто внешне выглядят они все, как правило, весьма мизерабельно. Но если, приобретая сборник литературных произведений Высоцкого, читатель хотя бы твёрдо знает, что именно будет преподнесено ему под невыразительной обложкой, то в случае с нон-фикшн его может ожидать эффект ошеломляющий, чтобы не выразиться сильнее.
Открываем практически наугад биографически-культурологическое (по замаху) повествование, вышедшее 10 лет назад в Польше, а теперь невесть зачем и с грехом пополам переведённое в городе Ростове-на-Дону: «Он отдавал себе отчёт в том, что легкомысленные помыслы перещеголять Высоцкого в актёрском мастерстве, подчёркивание личных успехов за счёт мнения именитых и создание собственного положительного имиджа на контрасте Высоцкого показывает в невыгодном свете не Высоцкого, а его самого и выглядит просто смешно». Просим прощения за столь развёрнутую, но столь же и колоритную цитату (речь в ней идёт, как, возможно, кто-то и догадался, о Валерии Золотухине, решившем опубликовать свои дневниковые записи) – которая слишком уж хорошо характеризует книгу в целом, со столь свойственными ей «легкомысленными помыслами» и «подчёркиванием личных успехов», выглядящую то и дело «просто смешно». Можно, безусловно, только приветствовать появление в братской Польше, где не раз бывал герой книги и где у него сохранилось немало друзей, такого вот литератора-энтузиаста, названного в послесловии переводчика «известным высоцковедом», чей интерес к песням и стихотворениям российского барда возник ещё в 11-летнем возрасте и выразился в итоге в создании целого музея. Но вот труд её, мало того что слегка застаревший, так ещё и наполненный изрядным количеством разнообразных как минимум благоглупостей, зачем вдруг понадобилось перелагать на русский и издавать? Тем более что автор с милой непосредственностью признаётся: знает-то она лишь
«2 или 3 вещи»... К чему они нам, знающим о Высоцком куда больше?
Вот взять, к примеру, такого известного специалиста по раскрытию интимных тайн, как Борис Кудрявов. Не так давно журналист «Экспресс-газеты» (с посвящением своим друзьям из этого издания) взялся поведать городу и миру всю правду о «затаённой любви». В этом томике впечатляет почти всё: то, что преизрядная часть её страниц отведена отнюдь даже не копаниям в грязном белье двух людей (один из которых, заметим, жив), но «расследованиям» других, не менее увлекательных вопросов. (В частности, кем был Высоцкий по национальности? Каковы были отличительные особенности его физиологии? Какие спиртные напитки он предпочитал и сколько мог выпить?..) То, что это издание, состоящее в основном из максимально «откровенных» интервью, собственно в авторской своей части мгновенно заставляет вспомнить о некоторых героях Ф.М. Достоевского. С такой прямо-таки «капитан-лебядкинской» смесью самоуничижения и адской гордыни: «...Сам я, как говорится, отважился. Понимая, что, возможно, вызову суровый гнев со стороны немногочисленных родственников и некоторых друзей Владимира Семёновича. Но уж если в чём совру, отвечу перед Законом. Божьим в первую очередь. Остальные препоны, честно говоря, меня мало волнуют». И чуть ниже: «Всё. Врата доверия и правды закрыты. Жизнь в нравственных пределах самолюбования продолжается...» Последний пассаж вызван отказом всё того же Золотухина пообщаться на тему «Тайной любви» и вообще. «Возьмите из того, что есть, – будто бы ответил артист журналисту. – Я уже столько наговорил... что самому стыдно».
Лучших слов для заметок о такого рода книжках, вероятно, не найти. 

А. В.

Тэги: Эпоха
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я относился к нему, как к сыну»

    10.07.2024
  • Профессия - Ширвиндт

    19.03.2024
  • Поле души человеческой

    05.10.2023
  • Актёрская профессия спасает, огорчает и радует

    13.09.2023
  • «Будущих былин Святогор богатырь…»

    19.07.2023
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Самостоянье человека, залог величия его

    242 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Пробившийся сквозь время

    89 голосов
  • Человек, который не опаздывал

    81 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS