Дарья Бобылёва. Магазин работает до наступления тьмы. – М.: АСТ, 2024. – 448 с. – 3000 экз. – (Вьюрки. Книги Дарьи Бобылёвой).
Многих писателей, чьи произведения выходили в формате книжных сериалов, упрекают в том, что они чересчур прогнулись под формат – сделали повествование слишком обрывочным, фрагментарным с натянутыми клиффхэнгерами в конце каждой части. Иногда в таких суждениях есть доля истины, но вот проза Дарьи Бобылёвой в формат сериала вписывается очень органично. Её главный бестселлер – дачный хоррор «Вьюрки» и менее известный, но столь же атмосферный сборник «Наш двор» состоят из отдельных мистических эпизодов, которые в сочетании друг с другом образуют единую, ещё более масштабную и пугающую историю.
Роман «Магазин работает до наступления тьмы» поначалу кажется устроенным по такому же принципу. Молодой безалаберный блогер Славик в поисках работы натыкается на причудливый антикварный магазин с довольно эксцентричным персоналом – вспыльчивой барышней Матильдой, хрупким созданием Женечкой и загадочным Хозяином. Вот только пугающе-чудаковатые сотрудники там занимаются не просто старинными раритетами, а «вещами не в себе» – артефактами, проявляющими паранормальную активность. Создаётся обманчивое впечатление, будто на протяжении всей книги будут вестись изыскания относительно различных древних предметов, постепенно становясь всё более опасными, в процессе раскроется предыстория каждого героя, а ближе к финалу произойдёт столкновение с неким масштабным воплощением тёмных сил. Изысканий и предысторий в книге встретится с избытком, но вымощенная ими дорога начинает резко петлять, уводя всё дальше и дальше от предполагаемого маршрута.
Заданный антураж весьма располагает к детективно-мистическому развитию событий с распутыванием зловещих тайн, которыми тревожное настоящее связано с окутанным мраком прошлым. Поначалу повествование движется именно в этом направлении, но к окончанию первой части автор решает уподобиться ребёнку, который старательно возводит замок из песка, а затем с не меньшим рвением его ломает. И в этих действиях нет никакого вандализма – процесс разрушения не менее важен и упоителен, чем процесс созидания. Цепочка форсмажорных событий нарушает сложившийся порядок, открывая подлинную ипостась реальности – расслоившийся мир, этакую мультивселенную, распавшуюся на множество обломков, самостоятельных миров, каждый со своими особенностями и порядками.
Дарью Бобылёву часто называют автором «уютного хоррора», но в романе «Магазин работает до наступления тьмы» она, похоже, старается преодолеть сложившееся амплуа. Антураж первой части, который успел стать обжитым, притягательным и едва ли не родным, исчезает. Ему на смену приходит нечто откровенно дезориентирующее, неустойчивое и явно не способствующее ощущению комфорта. Да ещё и гротеск, который в терапевтических дозах присутствовал с самого начала, вдруг зашкаливает настолько, что едва не доводит текст до интоксикации.
«Магазин работает до наступления тьмы» получился довольно запутанным и сложно устроенным. Метание между разными обломками мироздания, скольжение от прошлого к настоящему и обратно подчиняет повествование некой сновидческой логике, где любая точка опоры может оказаться иллюзорной и обернуться низвержением в нескончаемую пропасть. «Магазин работает до наступления тьмы» стал своеобразной квинтэссенцией творчества Бобылёвой. Первая часть тяготеет к роману «Вьюрки» и сборнику «Наш двор» с их мистической атмосферой, ностальгическими локациями и заговорными интонациями, в то время как вторая вполне в духе космооперы «Неучтённая планета» отправляет персонажей разыскивать утраченную гармонию и своё место среди осколков разлетевшегося бытия.
Над всеми исканиями и стремлениями героев возносится эсхатологическая обречённость: «Известное нам мироздание было разрушено, но мы этого не заметили, потому что были слишком заняты войнами и революциями». Идея рутинизированного конца света, который растянулся на долгие годы, слился с обыденностью и несколько подрастерял свою апокалиптическую промыслительность, часто мелькает в современной культуре. В книге Бобылёвой ещё не окончательная гибель, но уже явная агония бытия воспринимается с изрядным оптимизмом. Мироздание разрушено, его обломки всё дальше и дальше разлетаются друг от друга, а через разломы пытаются пролезть незваные и довольно опасные гости, но этому процессу можно противостоять. Браться за спасение мира в целом не имеет смысла – задача абсолютно невыполнима, зато вполне реально, пусть даже ценой титанических усилий и невозвратных потерь, обрести надёжное место, откуда можно противостоять любым угрозам.