Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 декабря 2024 г.
  4. № 49 (6963) (11.12.2024)
Литература Библиосфера

Вещи не в себе

14 декабря 2024

Дарья Бобылёва. Магазин работает до наступления тьмы. – М.: АСТ, 2024. – 448 с. – 3000 экз. – (Вьюрки. Книги Дарьи Бобылёвой).

Многих писателей, чьи произведения выходили в формате книжных сериалов, упрекают в том, что они чересчур прогнулись под формат – сделали повествование слишком обрывочным, фрагментарным с натянутыми клиффхэнгерами в конце каждой части. Иногда в таких суждениях есть доля истины, но вот проза Дарьи Бобылёвой в формат сериала вписывается очень органично. Её главный бестселлер – дачный хоррор «Вьюрки» и менее известный, но столь же атмосферный сборник «Наш двор» состоят из отдельных мистических эпизодов, которые в сочетании друг с другом образуют единую, ещё более масштабную и пугающую историю.

Роман «Магазин работает до наступления тьмы» поначалу кажется устроенным по такому же принципу. Молодой безалаберный блогер Славик в поисках работы натыкается на причудливый антикварный магазин с довольно эксцентричным персоналом – вспыльчивой барышней Матильдой, хрупким созданием Женечкой и загадочным Хозяином. Вот только пугающе-чудаковатые сотрудники там занимаются не просто старинными раритетами, а «вещами не в себе» – артефактами, проявляющими паранормальную активность. Создаётся обманчивое впечатление, будто на протяжении всей книги будут вестись изыскания относительно различных древних предметов, постепенно становясь всё более опасными, в процессе раскроется предыстория каждого героя, а ближе к финалу произойдёт столкновение с неким масштабным воплощением тёмных сил. Изысканий и предысторий в книге встретится с избытком, но вымощенная ими дорога начинает резко петлять, уводя всё дальше и дальше от предполагаемого маршрута.

Заданный антураж весьма располагает к детективно-мистическому развитию событий с распутыванием зловещих тайн, которыми тревожное настоящее связано с окутанным мраком прошлым. Поначалу повествование движется именно в этом направлении, но к окончанию первой части автор решает уподобиться ребёнку, который старательно возводит замок из песка, а затем с не меньшим рвением его ломает. И в этих действиях нет никакого вандализма – процесс разрушения не менее важен и упоителен, чем процесс созидания. Цепочка форсмажорных событий нарушает сложившийся порядок, открывая подлинную ипостась реальности – расслоившийся мир, этакую мультивселенную, распавшуюся на множество обломков, самостоятельных миров, каждый со своими особенностями и порядками.

Дарью Бобылёву часто называют автором «уютного хоррора», но в романе «Магазин работает до наступления тьмы» она, похоже, старается преодолеть сложившееся амплуа. Антураж первой части, который успел стать обжитым, притягательным и едва ли не родным, исчезает. Ему на смену приходит нечто откровенно дезориентирующее, неустойчивое и явно не способствующее ощущению комфорта. Да ещё и гротеск, который в терапевтических дозах присутствовал с самого начала, вдруг зашкаливает настолько, что едва не доводит текст до интоксикации.

«Магазин работает до наступления тьмы» получился довольно запутанным и сложно устроенным. Метание между разными обломками мироздания, скольжение от прошлого к настоящему и обратно подчиняет повествование некой сновидческой логике, где любая точка опоры может оказаться иллюзорной и обернуться низвержением в нескончаемую пропасть. «Магазин работает до наступления тьмы» стал своеобразной квинтэссенцией творчества Бобылёвой. Первая часть тяготеет к роману «Вьюрки» и сборнику «Наш двор» с их мистической атмосферой, ностальгическими локациями и заговорными интонациями, в то время как вторая вполне в духе космооперы «Неучтённая планета» отправляет персонажей разыскивать утраченную гармонию и своё место среди осколков разлетевшегося бытия.

Над всеми исканиями и стремлениями героев возносится эсхатологическая обречённость: «Известное нам мироздание было разрушено, но мы этого не заметили, потому что были слишком заняты войнами и революциями». Идея рутинизированного конца света, который растянулся на долгие годы, слился с обыденностью и несколько подрастерял свою апокалиптическую промыслительность, часто мелькает в современной культуре. В книге Бобылёвой ещё не окончательная гибель, но уже явная агония бытия воспринимается с изрядным оптимизмом. Мироздание разрушено, его обломки всё дальше и дальше разлетаются друг от друга, а через разломы пытаются пролезть незваные и довольно опасные гости, но этому процессу можно противостоять. Браться за спасение мира в целом не имеет смысла – задача абсолютно невыполнима, зато вполне реально, пусть даже ценой титанических усилий и невозвратных потерь, обрести надёжное место, откуда можно противостоять любым угрозам.


Обсудить в группе Telegram

Александр Москвин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS