Симметрия – великое понятие!
Оно и символично, и красиво, сочетая в себе многие качества, определяет ветвление текста: современного, но и – рассчитанного на корабли вечности, выходящие из гавани пресловутого, часто скучного «сегодня»:
«Что за паутина без симметрии, кто в такую захочет попасть, и да что за напасть. Красивая паутина требует времени и последовательности. Зачем тут эти провода, какая в них особая нужда. Бумажные башни и бумажные деревья, разве выдержит всё это спешку-НАСМЕШКУ.».
Мы входим в текст, густо сотканный и математически выверенный, в пространство метапоэмы Николь Воскресной – Паук…
Энергично льётся хор голосов, энергично – на лучениях строк, с долей абсурда, без которого сложно рассмотреть действительность, представленную окрест:
«– Срочно! Немедленно! АХТУНГ!
– Случилось что?
– Паутинная комиссияяяяя!
падает ниц
Паутинная комиссия.
Пиджаки без лиц.
Некоторые без рук
– ШШШШШТООООО Этоооо
– Паутина. Я паук.
– Ассссиметрия, между прочим, закон природы, который ДОЛЖенствует
блюсти.».
Вольный сильный язык…
В паутину слова пойманные речения организуются в хор действительности, которой… не противостоять: но – можно живописать, удерживая её формы и меры, игры и брызги искр…
Текст экспансивный…
Текст, подчинённый ассиметрии – позвольте?
Ведь было ж о симметрии?
Вы не заметили?
Но – это же две стороны одной медали, как жизнь и смерть, как тьма и свет…
Ассиметрия логичнее своей сестры: в жизни чаще сталкиваемся именно с нею.
Интересно у Воскресной скользит рифма: словно – играется в прятки с читателем: вот покажет лицо, и – тотчас скроется за вуалью мысли.
Резко работает и метафизическая составляющая: поэт производит исследование яви, какая уж ни есть, всегда хочется лучшей…
Звук множится, словно отражаясь в зеркалах, организуя дополнительные впечатления: футуристы – из своей заоблачности – благосклонно взирают в недра текста Воскресной:
«Паучиха уходит в себя. КОмиссия расходится. Мимо проходит толпа. Паучиха в плену серого шарфа шарфа фары фа фа…».
Строчки-фразы комбинируются подбористо: лапидарность даёт варианты более жёстких, как гравюра, картин:
«Медленно падают бумаги. Свет то
включается, то гаснет. Обрывки стихов, куски идей».
Очень точно схвачено мелькание современности: фрагментарность оной, эпизодичность – будто целостности нет.
Но – целостность вот же: явлена поэмой, тонко закрученной и виртуозно словесно исполненной.
Метапоэма Воскресной – словно отсылает культурологически к краткой игре драматических произведений Метерлинка: с их сгущением, объём заменяется ёмкостью…
Затем развернутся поэтические стяги Николь:
Я плачу бомжам и ханыгам
за свою бессмертную душу
помяните в своих делириях
мир который уже разрушен
двор запущен
здесь однажды лежала собака
такая же белая как этот камень
так щетина забора в бурю
не согреет не согревает...
Онтология отчаяния перевивает тексты…
Нет?
Скорее – игла постижения себя прокалывает поэтическую мистерию Н. Воскресной: игла столь же остра, сколь не приятны, однако не отрицаются, бомжи и ханыги, сколь необходимо исследование собственной души.
В сущности, поэзия есть расшифровывание собственного «я»: алхимическое действо, рассчитанное на всю жизнь, и – на поделиться с другими: с щедростью июльского ливня желательно.
Воскресной удаётся это…
Стиль Николь характерен, стих узнаётся…
Он узнаётся – по вибрациям строчек, прокалённых болью и радостью, по интонациям, чья оттеночность играет, но совершенно всерьёз, богатством ощущений и тонкостью, чья шкала не разработана, увы:
Солнце отражается в монете
Воздух разделился на выстрелы и тишину
Разломать звуки и буквы в тексте
Июнь как юноша в плену
И в этих травах и огнях над полем
Лезвие горизонта перерезает горло небу
Перерезает небо
В блокноте с датами прострелы
страниц пробитых грифельным карандашом…
Лезвие это ощущаешь: и множественность ассоциаций будет… и кинематографична, в том числе: вдруг вспыхнет в памяти, тесно занятой культурологическими образами, начало «Андалузского пса» Бунюэля: с бритвой, так жутко и символично вскрывающей женский глаз…
…тонко изгибаются изящные ветви верлибров:
я ходила молиться
за мёртвую птицу
чтобы птицы больше никогда не падали
одна свечка за всех
а с бетонных деревьев смотрели окна
серыми ртутными глазами…
Необычность эпитета подчёркивает индивидуальность поэта: и тяжесть этих ртутных глаз, относясь к рваной прелести мира, гармонирует, однако, с молитвой… за птицу.
Поэт – всеотзывен.
Каждая смерть вспыхивает в нём искрами стиха.
Иногда кажется – яви маловато поэту: Воскресная запускает образы (о, круто катятся их опалы!), связанные со средневековьем, с неистовством чумы, с сомнамбулическими отражениями, с цифровой музыкой языка:
выпить воды
в которой отразилась луна
и дитя станет сомнамбулой
словно цепная чума…
Вспыхивает афористичность: настоящие чудеса вызывают чувство стыда: ощущается огромная душевная работа за каждым стигматом высказывания-афоризма…
Нечто наивно-детское раскрывается нежными лепестками строчек:
огненная мельница
осень – времечко колдунов
смерть не спит она притворяется
прикормить кровью радость
запустить плотик из спичек…
Гулкие «о» разносятся, играя самостоятельную роль.
Круглота: можно провалиться в оную…
Но – так, чтобы испытать новые эмоции, и, обогатившись опытом поэта, сопоставлять его со своим.
Николь Воскресная ткёт ковёр текстов: пёстрый, таинственный, в котором, как на востоке, зашифрованы линии судьбы: её, а становящейся всеобщей, читательской, литературной…
Николь Воскресная
Родилась в 1990 г. Живёт во Владивостоке.
Член Союза писателей России (с 2017). Произведения публиковались в коллективных сборниках, журналах, литературных альманахах «Сихотэ-Алинь» (Владивосток), «Вакуум» (Владивосток), «Российский колокол» (Москва), «Сибирский Парнас» (Новосибирск), «Образ» (Кемерово), «Традиции&Авангард» (Екатеринбург) и др. Книги: «Акварели» (2011, Владивосток), «Гранат» (2014 г., издательство Niding.publ.UnLTd, Владивосток), «Никтофобия» (2016, Саратов), «Дагерротип» (2020, Таганрог), «Бес содержания» (2022, Волгоград).
Победитель литературного конкурса «Петроглиф» в номинации «Поэзия» (2022). Победитель Международного поэтического конкурса Фестиваля БОАО (Китай) в номинации «Новый молодой талант года» (2023).
Огнеопасно
Из цикла стихотворений
Купальское
солнце отражается в монете
воздух разделился на выстрелы и тишину
разломать звуки и буквы в тексте
июнь и юноша в плену
и в этих травах и огнях над полем
лезвие горизонта перерезает горло небу
перерезает небо
в блокноте с датами прострелы
страниц пробитых грифельным карандашом
добро гвоздями начинённое хрипит
так варят град так расцветает мак в аду
сломай мелодию если не любишь
субботняя вода в ней тонет ключ
луною девушек сменяется солнце юношей
и ношей зреет нож
звереет
06.07.24
* * *
я ходила молиться
за мёртвую птицу
чтобы птицы больше никогда не падали
одна свечка за всех
а с бетонных деревьев смотрели окна
серыми ртутными глазами
стая мошки вальсирует тает
поблекшая дымка волочится за ногами
красные стеклянные лампады – светодиодные маячки
где-то выгорает проводок и гаснет чувствительность
точки превращаются в штрихи
если отрицательно качать головой
это тебя продлевает
Лунатик
выпить воды
в которой отразилась луна
и дитя станет сомнамбулой
словно цепная чума
по нитям спрядённым в запретное время
в пятницу
волколаки поднимаются из пустоты и взбираются на небеса
и воют воют как будто бы ветер
раскачиваться как метроном
уловить ритм шатающейся оси
не спи не спи только не спи!
он не должен заблудиться в дороге
* * *
ребёнок в церкви называет ангелом горбуна
это чудо
и люди в смятении отводят глаза
настоящие чудеса вызывают чувство стыда
и растерянность
так если бы пели растения
все висели на этих гвоздях
у всех когда-то резались крылья
через грудь просвечивало солнце
которое слишком быстро развеялось
покачиваясь в воздухе словно, оса
превратило счастье в рассеянность
дни в доски гробов
дома запомнят любовь
калитка-ребёнка улыбка,
заборы превращаются в перья,
вот голубь упавший,
вот ворон расстрелян
а этот новый птенец…
и только горбун помнит дни и недели
и солнце…
словно растаявший за рукавом леденец…
* * *
огненная мельница
осень – времечко колдунов
смерть не спит она притворяется
прикормить кровью радость
запустить плотик из спичек
ещё туже связать нить
злая поросль – чертополох
он огнём не растворяется
пригубил погубил приголубил как смог
полон рот клыков
и в боку дыра
намолола
намолила метель намела
в отражении
два костра
потайная дверь
крылья мельницы
крутящей землю
солнце распятое на колесе
опрокинувшийся восьмеркой
мель и отмель
воды смола
если утонешь
простыней станет скала
одеялом – прибрежный хмель