Искусство как выбор. История моей жизни/ З. И.Трегулова. – Москва: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2024 -480с. : ил.
На обложке книги – фотопортрет её автора: интеллигентное лицо, внимательный, спокойно-доброжелательный взгляд из-под очков. Женщин с такими лицами, светящимися неким внутренним светом, чаще всего можно встретить на открытиях музейных выставок или на концерте в филармонии или консерватории. Именно там нередко бывала (и бывает!) Зельфира Исмаиловна Трегулова. На открытиях музейных выставок – по работе, а на концерты её влечёт любовь к музыке, особенно В. А. Моцарта. Она стала широко узнаваемой сравнительно недавно, когда в 2014 года возглавила «Третьяковку», которой руководила восемь лет. До этого была известна сравнительно узкому кругу коллег, искусствоведов и музейщиков как в России, так и за рубежом. Работник музейной институции, даже его директор, никак не может похвастаться популярностью – он не артист, на сцену не выходит, ему не аплодируют, фотографии его не публикуют в «глянцевых журналах». Он делает свою важную, очень нужную людям работу, чаще всего «оставаясь в тени». Так и автор этой книги шла к директорству в Третьяковской галерее долгие годы, обучаясь, накапливая опыт, живые ощущения соприкосновения с произведениями искусства. В итоге Зельфира Исмаиловна стала авторитетным, обладающим мировым именем искусствоведом, куратором крупных выставочных проектов.
З. И. Трегуловой в течение долгих лет, начиная с 80-х, довелось принимать участие в организации множества интереснейших выставок в ведущих советских, в позже российских музеях, в крупнейших музеях Европы, Америки и стран Азии. Поражает широта тематик выставок: иконопись и авангардная живопись, Сталинский «соцреализм» и современное искусство, архитектура, ювелирные изделия Индии и сокровища Мальтийского ордена – всего не перечислишь! И не только художественные выставки! Среди прочих, такие разные, как выставка в Москве, приуроченная к столетию начала Первой мировой войны (показанная потом и в других странах) и выставка в Музее науки в Лондоне в 2015 году, показавшая огромную роль Советского Союза в освоении космоса. Музейная выставка – это всегда коллективный труд и степень участия в её организации у всех участников этого процесса, естественно – разная. На первых порах, З. И. Трегулова именно что принимала участие в организации выставок, а работая в ГМИИ имени А. С. Пушкина и в Музеях Московского Кремля, выступала уже в качестве куратора, а возглавив ГМВЦ «РОСИЗО» ещё и инициировала их проведение. Став директором «Третьяковки», она сумела организовать несколько выставок – блокбастеров, как их стали называть в последнее время, но о них можно будет прочитать в следующей книге: эта заканчивается как раз тем, что автору было предложено возглавить Третьяковскую галерею и она дала согласие на работу, которая, как она пишет, «станет для меня самым важным делом моей жизни». Так что, хотя название книги и содержит слова «История моей жизни», это отнюдь не «The Summing Up», не подведение итогов, а предисловие к самому важному делу, к которому автор приступила в феврале 2015 года и занималась им восемь лет.
Каждая музейная выставка живёт, увы, недолго, хорошо, если несколько месяцев. Потом она демонтируется. Остаётся каталог, фотофиксация, видео-ролики, документы. Но - подлинники произведений искусства уже вернулись «домой» в те музеи и коллекции, откуда они направились на вернисаж и нет уже того ансамбля, который выстроил куратор в соответствии со своим замыслом, и который оказал воздействие на посетителей именно тем, что они подпитались энергетикой подлинников. Остаются воспоминания о том, как выставка готовилась и проходила. Сохраняются воспоминания о впечатлении, которое оставила выставка. Она – как спектакль. Сыгран – и ушёл в прошлое. Его можно потом сыграть не раз, но это будут уже другие спектакли. До чего же интересно Зельфира Исмаиловна написала о том, как она с коллегами (в том числе и с зарубежными) работала над разнообразными выставочными проектами! Получилась широкая панорама музейных обменов на протяжении десятилетий конца ХХ – начала XXI веков. Вот только один из сюжетов: выставка «Россия!» в музее Гуттенхайма в Нью-Йорке, задачей которой было представить вклад России в мировую художественную культуру. З. И. Трегулова была приглашена в качестве куратора этой выставки от России. Прекрасная получилась выставка! Живая очередь на Пятой авеню и 426 тысяч посетителей говорят сами за себя. Автор книги подчеркивает, что, работая над концепцией выставки, она смогла, наконец, вывести для себя ту формулу русской художественной идеи и миссии, которой придерживается уже много лет. Эта формула помогала выстраивать концепции других выставок, в частности, - русского искусства в Ватикане «Русский путь: от Дионисия до Малевича» (2018-2019 гг.). Что способствовало успеху этих и других выставок? Наверное, в том числе и то, что, по мнению З. И. Трегуловой, в профессии искусствоведа, куратора выставки, оригинальная интерпретация иногда важнее, чем знание фактологии, – это она поняла, еще будучи студенткой.
Важно отметить, что автор не «тянет одеяло на себя», мол, «я сама такая умная, всё сама придумала и, если бы не я, ничего бы не получилось». Она откровенно пишет о том, что, если бы не её сокурсник Павел Владьевич Хорошилов (в то время ставший заместителем министра культуры России), с которым она обсуждала концепцию будущей выставки «Россия!», - вряд ли она сумела бы вывести для себя формулу русской художественной идеи. «Я очень хотела, - пишет Трегулова, - чтобы имя Павла Владьевича стояло рядом с именами кураторов выставки, и изначально так и предполагалось, но потом он решил, что в силу его положения, это будет неправильно». Сколько добрых слов, слов восхищения сказано Зельфирой Исмаиловной в адрес других многих её коллег, от директоров крупнейших музеев, до рабочих (упаковщиков экспонатов, такелажников), которые, хоть и злоупотребляют ненормативной лексикой, но, если обещают, то сделают, и никогда не подведут. Лишь в адрес одного человека она высказалась критически – Ирины Александровны Антоновой. При этом, относясь к ней с большим уважением, ценя её ум, эрудицию и, отмечая огромную работу, которую она проводила во благо возглавляемого ею музея. Отдавая должное Ирине Александровне, З. И. Трегулова, тесно взаимодействуя с ней, «всё больше и больше понимала, - как она пишет, - насколько она безжалостна к людям – как, вероятно, была и безжалостна и к самой себе». Ирина Александровна была, несомненно, выдающимся музейным деятелем современности, но, - «и на солнце бывают пятна». Что же – два сильных характера, две личности, два разных типа руководителей. И, что важно, - представители разных поколений: в ХХ веке в России время требовало прежде всего безжалостных руководителей, но времена меняются. Медленно – но меняются! Кстати, симптоматично, что когда Зельфира Исмаиловна начала работать с иностранными коллегами, европейцами и американцами, ее поначалу удивляло, что занимающим младшие должности «не тыкают», с ними общаются на равных. Это так констатировало с тем, что было на Родине: к «младшим по званию» тогда нормой считалось такое обращение: «девка-чернавка, принеси, подай, выйди вон», - пишет она. Было это, было, и до сих пор кое-где сохраняется. И, что интересно, такая наша, сохранившаяся с прошлых времён «внутренняя культура общения», пока уживается с высокой миссией русской культуры в мире.
З. И. Трегулова не ограничилась в своей книге повествованием о выставочных проектах, которыми ей довелось заниматься, а рассказала историю своей жизни с самого начала, с раннего детства, более того, поведала о своих корнях. И эти страницы не менее интересны, чем те, на которых говорится о ее профессиональной деятельности. Это нечто глубоко личное. Автор очень открыто, искренне, можно сказать - доверчиво (именно так, а не доверительно) рассказывает о своих родных и близких, о друзьях и учителях, о взаимной любви между ней и её мамой, об отце, с которым у мамы всё было непросто, и с которым у его дочери в конце концов выстроились тесные отношения. Любовь к дочерям, гордость за них – это отдельная, очень важная для автора книги тема, которая, уверен, близка каждому, у кого есть дети и воспитанию которых отдано много сил.
Автор книги может с полным основанием сказать: «Мой адрес – Советский Союз!» Действительно: родилась и детство провела в Риге, часто гостила у близких родственников в Чолпон-Ата на берегу озера Иссык-Куль, беззаветно полюбила Ленинград, в котором частенько бывала, училась в Московском университете, а студенческие практики проходила в Армении и Грузии. Испытала на себе все «плюсы» советского детства. Самый важный среди этих плюсов – прекрасное школьное образование! Английский учила только в школе, и преподавали его так, что «дали» на всю жизнь – позже он только совершенствовался в живом общении, но изначально был годен на все случаи жизни (и латышским владела свободно). В университете пришло время французского, немецкого. Что касается других предметов – уровень их знания позволил поступить в МГУ, на искусствоведческое отделение без блата, без репетиторов, без родительской поддержки. Разумеется, важно было и стремление Зельфиры расширять свой кругозор, получать все новые знания. Для этого в те годы были условия, которые воспринимались как вполне естественные: в доме тёти в Чолпон-Ата - огромная библиотека подписных изданий, много отдельных книг и девочка читала запоем. На время вступительных изданий в университет поселилась у студенческой подруги своей мамы: сидя в малогабаритной квартирке рядом с метро «Краснопресненская» вместо того, чтобы зубрить историю и литературу глотала книги из обширного книжного собрания приютившей её семейной пары.
В Советском Союзе 50-х, 60-х годов плюсам сопутствовали и минусы, прежде всего бытового характера: коммунальные квартиры нередко со склочными соседями, материальные трудности, плохое снабжение. Но все это меркло перед возможностями саморазвития, которые открывались перед молодыми. Книги, музыка, театральные спектакли (автор подчёркивает, что советский театр 70-х, был «Великим театром»), - всё горячо обсуждалось в молодёжной среде, способствовало воспитанию вкуса. Да и позже, уже в 90-е годы, все бытовые неурядицы были нипочём советскому человеку, не привыкшему к роскоши. Вот Зельфира Исмаиловна пишет о том, как в начале 90-х купила небольшую избёнку в деревне Борщёвка недалеко от Плёса - надо же было думать о свежем воздухе для детей! Долгий путь рейсовым автобусом, потом пешком в гору и через рощу около часа, и вот он – свой дачный домик с баней: на стенах единственной комнатки – репродукции из «Огонька»: «Алёнушка» Васнецова, «Неизвестная» Крамского, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, – оставила от прежних хозяев, только обои переклеила. Неоднократно обворовывали, выдрали всю электропроводку, выломали котёл из бани. Но в течение нескольких лет это было настоящее место отдохновения.
Прекрасная и яркая студенческая жизнь! Профессора и преподаватели не только вводили в будущую профессию, но и формировали нечто большее, в университетские годы происходило «воспитание чувств». Профессор Михаил Михайлович Алленов, - пишет автор книги, - «передавал нам особый код русской интеллигентности, воспитывал в нас умение отличать глубокое от поверхностного, подлинное от пустого и ложного».
Интереснейшие разделы книги посвящены поездкам. Стоит прочесть эти трэвелоги! Побывав в командировках и на многомесячных стажировках во многих странах мира, автор делится своими яркими впечатлениями буквально взахлёб, не переставая восхищаться увиденным. Причём, рассказчиком об архитектурных или художественных шедеврах, о природе и встреченных людях, выступает в данном случае не просто наблюдательный и неравнодушный человек, а искусствовед с особым взглядом. Будучи студенткой, могла только мечтать хоть раз взглянуть на шедевры искусства, которая знала, хорошо, если по цветным иллюстрациям, а чаще – по чёрно-белым. А сейчас – вот они, подлинники! И она не просто любуется ими, а готовит к показу на выставки в российских музеях. Это ли не счастье, которым так хочется поделиться с другими!
Жила-была студентка-отличница, «татарочка из Риги». Что позволило ей приобрести мировую известность, «заслужить лицо» на обложке написанной ею книги? Как раз – особый тип сознания! З. И. Трегулова сформулировала это так: «Видеть и чувствовать искусство, как не видят и не чувствуют его другие, и интерпретировать его для других – это особый дар.» Ждём следующую книгу этого автора. Эта – иллюстрирована не публиковавшимися ранее фотографиями из личного архива автора. Прочтите и посмотрите – не пожалеете!