Наталья Самошкина работает в разных жанрах и направлениях: от танки до фэнтезийных романов и детских сказок. Беседуем с ней о творческом пути, секретах популярности фэнтези и взаимодействии с читательской аудиторией.
– Недавно вы стали обладательницей Гран-при в премии «Человек слова» в номинации «Размышления о вечном», с чем мы вас поздравляем! Насколько для вас важно, чтобы ваши произведения были оценены по достоинству?
– Благодарю за поздравление! Быть «Человеком слова» – не только честь, но и ответственность. Это даёт возможность не подгонять собственную суть, свой талант под общие мерила значимости, а играть ключами от «зелёной двери». Именно так возникает достоинство человека или книги. Для меня достоинство – это внутренняя интеллигентность, которая может вытворить что-то, дабы посмотреть на ханжескую реакцию «истинных и проверенных», а потом сотворить великолепие мыслей и слов, не запачканных судилищем.
Всё оплачено месяцем крайним,
Чтобы тяжесть души истончить,
Чтобы встретиться с кем-то случайно
И собой одарить – не всучить.
– Согласны ли вы с утверждением, что люди перестают читать?
– Люди продолжают читать! Одни – «Портрет Дориана Грея», другие – «Визит к Минотавру», третьи – «Тиур – вестник Рарога». Некто десятый – «Инструкцию по управлению человеками и прочими живыми тварями». А между ними слоняются толпы, уверенные в том, что «наша страна – самая читающая в мире», или, наоборот, утверждающие, что «Россия безграмотна и поэтому катится в пропасть». Думаю, что нужно создавать интереснейшую литературу, возводить «маяки», видимые всем, и при этом понимать, что за их светом последует лишь тот, кто сам способен светить в любую погоду, а большинство запомнит цитату-вспышку и поспешит дальше.
– Интересует ли вас ваша читательская аудитория? Следите ли вы за ней? Например, знаете ли вы, кто преобладает среди ваших читателей: мужчины или женщины, молодёжь или взрослые?
– Да, читатели меня интересуют. Но следить за ними – всё равно что контролировать членов семьи – упорно, навязчиво и непродуктивно. Так же, как постоянно сиять дежурной улыбкой, уверяя в безграничной преданности. Знаю, что мои читатели разные по возрасту: от 5 лет до 95. Я люблю своих читателей и поэтому подписываю книги, не просто ставя автограф, а создавая персональное пожелание, похожее на волшебный клубок – путеводитель по жизни.
– Вы пишете в том числе и в жанре фэнтези, который много лет держит лидирующие позиции на книжном рынке. По вашему мнению, с чем связан этот интерес? С желанием заглянуть в не существующее пока будущее? Или?..
– Зачастую реалисты воюют с этим жанром, решив для себя твёрдо: «Я считаю, что фэнтези убивает во мне художника. Писатель должен выстрадать текст, проползти с ним под колючей проволокой, подорваться на минах, вспахать его, как поле, засеять отборным зерном и потом нещадно выпалывать сорняки, раз за разом избавляясь от фиглярства писак, управляемых похотью, длинным рублём, лживыми чудесами и пророчествами». Это преображённые слова реального писателя, по моей воле попавшие в мой новый проект-фэнтези «Город для бездельников». И я отвечу устами Натти Маргауз, главной героини: «Ты воюешь не с фэнтези, а с тайнами, которые не можешь контролировать. Признай, это не твой уровень. Твоё легко пощупать, обменять, износить, передать на хранение. Иномирье способен осязать тот, кто свободен от власти вещей. Ты – портняжка, назвавшийся принцем и при этом не забывший о тамбурном шве и количестве углей в утюге». Думаю, что вполне отразила суть фэнтези и тягу к нему людей – неоднозначных, в чём-то «неправильных» и желающих неведомого.
– Скажите, а что оказало самое большое влияние на ваше становление как писателя?
– Скорее всего, то, что сначала во мне проявилась озорная ведьма из клана Огненного Дракона, решившая праздновать любовь во всех её проявлениях: от шуток Демиурга до страстей человеческих. Чем увлечённее познавала и преображала, тем больше мне и давалось. Так возникли мои романы, а за ними сборники стихотворений: хокку и танка, классические и подобные заклинаниям; сказки для детей и взрослых. Вдохновение – это великая магия, от которой, как от своей души, не откажешься.
– Ваша библиография впечатляет. Но сейчас на прилавки и в интернет-магазины попадает огромное количество книг, поэтому и затеряться несложно. Как вы считаете, сколько книг в год должен написать автор, чтобы о нём не забывали читатели, чтобы быть «на плаву»?
– У меня уже шесть авторских книг и около сорока сборников, совместных с другими писателями. За что я благодарна петербургскому издательству «Четыре»! Чтобы не затеряться, нужно писать так, чтобы не «выродить» из себя середнячка, а чтобы к твоей книге читатель желал вернуться и проверить, насколько он подрос по десятибалльной системе оценок. О количестве книг – плотов, понтонов, паромов или «Титаников» – я не ведаю. Не ставила перед собой цель – количеством превзойти качество.
Беседу вела Алексия Сандрин