Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 октября 2024 г.
  4. № 43 (6957) (30.10.2024)
Литература Интервью

Видимые всем маяки

Такая роль уготована по-настоящему интересным книгам

31 октября 2024

Наталья Самошкина работает в разных жанрах и направлениях: от танки до фэнтезийных романов и детских сказок. Беседуем с ней о творческом пути, секретах популярности фэнтези и взаимодействии с читательской аудиторией.

– Недавно вы стали обладательницей Гран-при в премии «Человек слова» в номинации «Размышления о вечном», с чем мы вас поздравляем! Насколько для вас важно, чтобы ваши произведения были оценены по достоинству?

– Благодарю за поздравление! Быть «Человеком слова» – не только честь, но и ответственность. Это даёт возможность не подгонять собственную суть, свой талант под общие мерила значимости, а играть ключами от «зелёной двери». Именно так возникает достоинство человека или книги. Для меня достоинство – это внутренняя интеллигентность, которая может вытворить что-то, дабы посмотреть на ханжескую реакцию «истинных и проверенных», а потом сотворить великолепие мыслей и слов, не запачканных судилищем.

Всё оплачено месяцем крайним,

Чтобы тяжесть души истончить,

Чтобы встретиться с кем-то случайно

И собой одарить – не всучить.


– Согласны ли вы с утверждением, что люди перестают читать?

– Люди продолжают читать! Одни – «Портрет Дориана Грея», другие – «Визит к Минотавру», третьи – «Тиур – вестник Рарога». Некто десятый – «Инструкцию по управлению человеками и прочими живыми тварями». А между ними слоняются толпы, уверенные в том, что «наша страна – самая читающая в мире», или, наоборот, утверждающие, что «Россия безграмотна и поэтому катится в пропасть». Думаю, что нужно создавать интереснейшую литературу, возводить «маяки», видимые всем, и при этом понимать, что за их светом последует лишь тот, кто сам способен светить в любую погоду, а большинство запомнит цитату-вспышку и поспешит дальше.

– Интересует ли вас ваша читательская аудитория? Следите ли вы за ней? Например, знаете ли вы, кто преобладает среди ваших читателей: мужчины или женщины, молодёжь или взрослые?

– Да, читатели меня интересуют. Но следить за ними – всё равно что контролировать членов семьи – упорно, навязчиво и непродуктивно. Так же, как постоянно сиять дежурной улыбкой, уверяя в безграничной преданности. Знаю, что мои читатели разные по возрасту: от 5 лет до 95. Я люблю своих читателей и поэтому подписываю книги, не просто ставя автограф, а создавая персональное пожелание, похожее на волшебный клубок – путеводитель по жизни.

– Вы пишете в том числе и в жанре фэнтези, который много лет держит лидирующие позиции на книжном рынке. По вашему мнению, с чем связан этот интерес? С желанием заглянуть в не существующее пока будущее? Или?..

– Зачастую реалисты воюют с этим жанром, решив для себя твёрдо: «Я считаю, что фэнтези убивает во мне художника. Писатель должен выстрадать текст, проползти с ним под колючей проволокой, подорваться на минах, вспахать его, как поле, засеять отборным зерном и потом нещадно выпалывать сорняки, раз за разом избавляясь от фиглярства писак, управляемых похотью, длинным рублём, лживыми чудесами и пророчествами». Это преображённые слова реального писателя, по моей воле попавшие в мой новый проект-фэнтези «Город для бездельников». И я отвечу устами Натти Маргауз, главной героини: «Ты воюешь не с фэнтези, а с тайнами, которые не можешь контролировать. Признай, это не твой уровень. Твоё легко пощупать, обменять, износить, передать на хранение. Иномирье способен осязать тот, кто свободен от власти вещей. Ты – портняжка, назвавшийся принцем и при этом не забывший о тамбурном шве и количестве углей в утюге». Думаю, что вполне отразила суть фэнтези и тягу к нему людей – неоднозначных, в чём-то «неправильных» и желающих неведомого.

– Скажите, а что оказало самое большое влияние на ваше становление как писателя?

– Скорее всего, то, что сначала во мне проявилась озорная ведьма из клана Огненного Дракона, решившая праздновать любовь во всех её проявлениях: от шуток Демиурга до страстей человеческих. Чем увлечённее познавала и преображала, тем больше мне и давалось. Так возникли мои романы, а за ними сборники стихотворений: хокку и танка, классические и подобные заклинаниям; сказки для детей и взрослых. Вдохновение – это великая магия, от которой, как от своей души, не откажешься.

– Ваша библиография впечатляет. Но сейчас на прилавки и в интернет-магазины попадает огромное количество книг, поэтому и затеряться несложно. Как вы считаете, сколько книг в год должен написать автор, чтобы о нём не забывали читатели, чтобы быть «на плаву»?

– У меня уже шесть авторских книг и около сорока сборников, совместных с другими пи­сателями. За что я благодарна петербургскому издательству «Четыре»! Чтобы не затеряться, нужно писать так, чтобы не «выродить» из себя середнячка, а чтобы к твоей книге читатель желал вернуться и проверить, насколько он подрос по десятибалльной системе оценок. О количестве книг – плотов, понтонов, паромов или «Титаников» – я не ведаю. Не ставила перед собой цель – количеством превзойти качество.

Беседу вела Алексия Сандрин


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Ум и воля

    30.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    30.05.2025
  • Бог ещё надеется на меня

    29.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS