Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 августа 2024 г.
  4. № 34 (6948) (28.08.2024)
Спецпроект Станционный смотритель

Виртуоз из Сковородино

Амурского машиниста Алексея Титова привлекали к рейсам государственной важности

28 августа 2024
Заслуженный железнодорожник Алексей Васильевич Титов / Василий Смиреннов / «АМУРСКАЯ ПРАВДА»

Алексей Васильевич Титов – уникальный железнодорожник. Много лет назад он переселился с берегов Волги в амурское Сковородино – и проявил себя как один из лучших мастеров своего дела. Среди дальневосточных машинистов он считался самым надёжным профессионалом.

Кстати, в самом начале XX столетия никакого Сковородино ещё и не существовало. В 1907 году в пустынном дальневосточном краю появилось зимовье. Туда прокладывали Транссиб. Новую станцию окрестили было Змеиной, но вскоре от этого названия отказались – в пользу Невер-1 (скорее всего, по названию реки Большой Невер – потом так стало называться и соседнее село). В 1911 году посёлок посетил министр путей сообщения Сергей Рухлов. К этому событию местные жители отнеслись с таким восторгом, что в результате посёлок переименовали в Рухлово. Таким он вошёл в историю Гражданской войны, в этот период народные депутаты образовали Рухловский район. Первым председателем поселкового совета избрали Афанасия Николаевича Сковородина. Инвалид Японской войны, уроженец Тульской области, он трудился на Транссибе путевым обходчиком. 20 февраля 1920 года он попытался пресечь мародёрство японцев, которые опустошали местные склады, не расплачиваясь с жителями Рухлово, и погиб от руки японского интервента. Подвиг обходчика не забыли – в том же 1920 м станцию Невер-1 переименовали в Сковородино, посёлок же до поры до времени сохранял уже привычное название Рухлово. Только в 1937 году Рухлово переименовали в Сковородино. К тому времени это уже был город – важнейший центр Амурской железной дороги, с отличным депо и кварталом железнодорожников.

А вот машинистов на Дальнем Востоке не хватало. Туда переводили молодых специалистов со всей страны и распределяли в три северных амурских депо: Сковородино, Ерофей Павлович и Могочи. В числе выпускников Кировского железнодорожного училища в конце 1940 х сюда, в край беспощадных морозов, прибыл и молодой Алексей Титов. И практически сразу получил в своё распоряжение современную технику: в то время, когда машинисты центральных и западных регионов страны работали на паровозах с ручным отоплением, Титов начал водить мощные американские локомотивы с механической углеподачей, полученные по ленд-лизу.

Алексей Васильевич любил свою профессию до самозабвения – просто не представлял себя вне железной дороги. Все проблемы, возникавшие в пути, решал оперативно, аварий не допускал. Свою машину любил, знал досконально – как человека, до нюансов характера. В середине 1950 х он пересел на отечественные коломенские П36. Они и топлива потребляли меньше, и скорость развивали быстрее. В народе их прозвали генералами за зелёную окраску «мундира» и полосы-лампасы по бокам. А когда время паровозов прошло, Титов благополучно переучился, освоил и тепловозы, и электровозы. Звание почётного железнодорожника, орден Ленина, орден Трудовой Славы за участие в строительстве БАМа – такие награды заслужил машинист, перед глазами которого прошло полвека истории отечественных стальных магистралей.

Весной 1978 го Алексея Титова вызвали в высокий кабинет. Леонид Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС, собирался в железнодорожную поездку по Сибири и Дальнему Востоку.

В одном из интервью Титов вспоминал: «Перед тем как отправляться в путь, нам дали наказ: вести так поезд Брежнева, чтобы чай из стакана Леонида Ильича не разлился! Мне так сказали: с должности-то не уволим, но класс-то у тебя, Алексей Васильевич, уберём. Так-то. Вы же замечали: на одном поезде едешь, как плывёшь, на другом – вагон то дёргается, то дрыгается. Вождение же машиниста первого класса должно было быть безупречным. Чтобы пассажир, сидящий в вагоне, видел только, как вокзал отдаляется, а ход не чувствовал».

Всё обошлось, и генеральный, и его охрана, и помощники – все остались довольны поездкой и машинистом.

Поезд Леонида Ильича на станции Сковородино остановился 4 апреля 1978 года и простоял там больше двух часов. Всё это время генсек общался с комсомольцами, строителями Байкало-Амурской магистрали. Это был единственный приезд Брежнева к бамовцам – и ждали его действительно с нетерпением. На перроне толпились тысячи людей, пытаясь увидеть Брежнева, переброситься с ним хотя бы парой слов. Разговор прошёл бойко, с шутками. У лидера государства, уже страдавшего от болезней, словно открылось второе дыхание: он говорил без записок, искренне улыбался и отвечал на вопросы молодых, светящихся радостью ребят и особенно – девчонок, с которыми всегда был галантен и внимателен. Они даже предложили ему съездить в Тынду – и… Брежнев согласился. Он в ту минуту как будто стал моложе и был готов на любую авантюру. Но… Помощники чуть ли не под локотки вернули Брежнева в поезд. Говорят, генсек грустил, что так и не побывал в столице БАМа и мало времени уделил тем, кто возводил магистраль, о которой четыре года назад он впервые рассказал в Алма-Ате как о главной стройке будущих пятилеток. Ведь именно с той речи и началось строительство БАМа!..

1978 год. Леонид Брежнев (первый слева на переднем плане) во время встречи со строителями Байкало-Амурской магистрали на платформе станции Сковородино / Владимир Мусаэльян / ИТАР-ТАСС

В мае 1984 года в Советский Союз прибыл основатель и генеральный секретарь Трудовой партии КНДР Ким Ир Сен, традиционно не любивший путешествия на самолётах. Одним из машинистов, которые доставили корейского лидера в Москву, был Титов. Алексей Васильевич вспоминал, что корейский лидер выходил на каждой станции, был общителен, с любопытством оглядывал все постройки, особенно промышленные. Неудивительно. Ведь когда-то корейский лидер был офицером Красной армии и служил в этих краях, принимал участие в военных учениях. Его даже наградили орденом Красного Знамени как «активного участника партизанского движения в Маньчжурии по борьбе с японскими оккупантами с 1931 по 1940 год». Алексей Васильевич благополучно провёз Ким Ир Сена от Сковородино до Ушумуна. Корейский вождь тогда встретился с генеральным секретарём ЦК КПСС Константином Черненко. Наши страны были союзниками – и остались такими до сих пор. И связывают нас не только дружеские узы, проверенные в боях, но и длинная лента железной дороги. И такие машинисты, как Алексей Титов.

– С 1997 года я не водил поезда, но руки чешутся! – признался Алексей Васильевич год назад в интервью газете «Амурская правда». – Если поедет поезд «Победа», я хотел бы хотя бы прокатиться в качестве пассажира. Дай Бог пожить. Здоровья бы мне, а духом не упаду!


Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Сыны Калмыкии в боях за Родину

    08.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    08.05.2025
  • Священная память войны

    07.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS