Бурно рекламируемая «Елизавета» продолжает цикл исторических сериалов о русских императрицах, но выходит к зрителю странным образом, как-то бочком. Первые главы-серии можно посмотреть на платформе ВГТРК СМОТРИМ, однако на телеканале «Россия-1» их не показывают.
И правильно делают. Сейчас зритель, как никогда, нуждается в правде, телевещание – в народном доверии, а такие «исторические» сериалы приучают зрителя к тому, что главный фальсификатор истории – не какой-нибудь заграничный злодей, а наш родной российский телевизор.
Об императорском цикле мы подробно и заинтересованно писали. «Екатерину. Взлёт», помнится, хвалили – совсем не похожей на императрицу Марине Александровой удалось создать образ Екатерины II, державной продолжательницы политики Елизаветы. А вот к сериалу «Екатерина. Самозванцы» высказывались серьёзные претензии. Авторы там слишком сосредоточились на половой жизни выдающихся политических деятелей эпохи, а об их исторических деяниях, которых в ту пору было очень много, лишь вскользь упоминали, ни одна серия, например, не была посвящена рождению Новороссии и присоединению Крыма. Кроме того, неизвестно зачем графа Шувалова, основавшего Московский университет, вывели интриганом и заговорщиком, а великого русского поэта Державина – изменником и трусом, писавшим оды разбойнику Пугачёву. Конечно, в художественном воплощении событий прошлого трудно и даже невозможно строго следовать историческим фактам, но зачем же клеветать на творцов и строителей русского государства и культуры?
Поскольку названные сериалы и «Елизавету» снимала одна творческая группа во главе с продюсерами Александром Акоповым и Антоном Златопольским, было интересно, по какому же пути они пойдут теперь: удачного «Взлёта» или сомнительных «Самозванцев»?
Пошли по какому-то совсем третьему. Пути снижения и опошления.
Исполнительница заглавной роли Юлия Хлынина – очень хорошая молодая актриса, мы отмечали её в сложных драматических ролях во многих сериалах, однако её цесаревна Елизавета такая простушка, что похожа на наивную продавщицу, которая окончила девять классов, поступила на работу в магазин, принадлежащий её мамаше, и мечтает только об одном: как бы поскорее отдаться статному охраннику, которого она беззаветно полюбила. Так выглядят отношения цесаревны и царского денщика Батурина (Кирилл Кузнецов). Никаких препон и ограничений, наложенных жизненным укладом коронованной семьи начала XVIII века, в сериале нет. А между тем положение обязывало: за царевнами ходили и следили многие придворные. Несмотря на «прогрессивность» Петра в вопросах религии, влияние церкви в семьях было огромно. За восемь выложенных на портале глав мы не увидели ни одного храма, ни одного монаха, зато увидели троих пажей, переодевающихся в монахинь. Кстати, пажи (дети 8–14 лет) тогда служили только при государыне. Елизавета обзавелась пажами только, когда стала императрицей, и то не такими, как здесь, великовозрастными лоботрясами.
Мать главной героини «Елизаветы» Екатерина Алексеевна в сериале примитивная злобная дура, хотя играет её замечательная актриса Агриппина Стеклова, способная создавать самые сложные характеры. Установка на «опрощение» русской истории, видимо, идёт от сценаристов – их здесь много: Дмитрий Иосифов (он же режиссёр-постановщик), Иван Заваруев, Ирина Зуй, Лариса Степанова и Александр Топурия. Понятно – вольное «на манер Вальтера Скотта» и даже Александра Дюма обращение с историческими фактами и фигурами. Хотели, чтобы получилось что-то типа «Гардемаринов»? Но всё же сериал называется «Елизавета», а не «Пажи», и это наша родная история, и так безбожно её фальсифицировать бессовестно. Я бы по ходу фильма пускал титры с рассказом о том, что в разыгрываемое артистами время происходило на самом деле. Что носили девушки, какую роль в их жизни играла церковь, в каких домах-интерьерах они жили, но главное, какие совершали поступки. Совершенно невозможна, например, сцена, в которой юная Лизетта, чтобы отвадить немецкого жениха, говорит ему о том, что она уже потеряла невинность, а он её успокаивает, дескать, это не проблема (в реальности она была сосватана, но жених, которого она успела полюбить, до венчания внезапно скончался).
Возвращаясь к Екатерине, отметим, что она была не туповатой хабалкой, а очень умной женщиной, раз сумела завоевать сердца многих, в том числе и Петра Великого. Пётр её не только любил, но и уважал и иногда прислушивался к её мнению относительно государственных дел, прожил с ней много лет и, преодолев противодействие ближайшего окружения, вступил с безродной простолюдинкой (латышкой, шведкой, полькой? – историки с её национальностью до сих пор не определились) в законный брак и сделал её императрицей. Да, она (в девичестве – Марта Скавронская) была из простых, необразованной женщиной, но не марионеткой, которой легко могли манипулировать опытные царедворцы вроде Меншикова и Остермана.
И наконец: в реальности той интриги с завещанием Петра, что положена в основу сериала, не было. Император перед смертью не называл и тем более не вставлял в завещание ничьего имени, и уж точно не звал к себе в качестве секретаря-душеприказчика Остермана, который в сериале главный злодей-интриган. Насчёт переписывания завещания существует версия (легенда), что Пётр на смертном одре хотел передать корону своей любимой дочери и звал её. Но это вовсе не Елизавета, а её старшая сестра Анна, которая здесь эпизодический персонаж. В сериале почему-то за немецкого принца поначалу сватают Елизавету, на самом же деле Пётр планировал отдать её за французского принца, и именно поэтому Елизавету учили французскому, которым она отлично овладела, и, хотя заграничный брак Елизаветы сорвался, после её воцарения всё дворянство в России заговорило по-французски. Анна же умерла в двадцатилетнем возрасте, вскоре после того, как родила мальчика Карла Петера Ульриха (будущего русского императора Петра III).
Для человека, хоть немного знакомого с реалиями тех баснословных лет, не говоря уже об историках, смехотворна сцена, в которой придуманные сценаристами пажи Елизаветы в одеянии монашек пытаются проникнуть в шикарный особняк Остермана (Петербургу тогда было чуть больше 20 лет, таких дворцов, как в сериале, ещё не строили), дабы выкрасть завещание Петра.
Екатерина I (Агриппина Стеклова) и Пётр I (Александр Балуев)
Современные причёски и лица у многих персонажей в сериале «сбивали прицел» и наводили на мысль, что это герои современных детективов, наряженные в костюмы XVIII века, которых ненадолго пустили в Зимний дворец, Царское Село или Архангельское (кстати, их тогда ещё не было). Придуман денщик Петра Батурин, в которого влюблена Елизавета, якобы согласившийся стать агентом Остермана и доносить ему обо всех её шагах. Будущий фельдмаршал Бутурлин, прообраз Батурина, разумеется, до такой низости не опускался, да и нужды не было – в реальности шестнадцатилетняя Елизавета в 1725 году не претендовала на престол. И Екатерина никак не могла её подозревать в стремлении отстранить родную мать от власти. Сподвижник Петра граф Остерман, конечно, был лукавым царедворцем, но не таким злодеем-русофобом, каким принуждён играть его Алексей Агранович...
Лишь один персонаж вызывал в сериале сочувствие: ненадолго воцарившийся внук Петра, сын несчастного царевича Алексея подросток Пётр II. Пятнадцатилетнего императора (в исполнении юного актёра Алексея Онежена) все хотели использовать в своих интересах, Петрушу обманывали, спаивали, но, несмотря на иногда безобразные капризы, его было очень жаль. Сценаристы придумали ему рискованные сцены приставания к Елизавете, однако и в них юному актёру удалось вызвать сочувствие – затравленный, одинокий, во всех разочаровавшийся, приговорённый. На его фоне фальшивыми казались все.
Впрочем, фальсификаторам истории многое можно было бы простить, если бы они предъявили продукт столь же увлекательный, как, например, «Три мушкетёра», где страшно был оклеветан герцог Ришелье, но за замечательных героев и их приключения автору это простили. Или наши «Гардемарины», где реальные политические фигуры присутствовали всего лишь в качестве антуража романтической эпохи.
А тут кроме звучавшей в сериале нелепой фразы Екатерины, которая вынесена в заголовок, вспоминается её же другая, которую на свою голову придумали сценаристы и утвердили продюсеры: «Обосрался, так уж молчи!»
Очень жаль, что режиссёр Дмитрий Иосифов, снявший замечательный сериал «Уходящая натура» и добротный исторический «Екатерина. Взлёт», так снизил планку.