В России около 3 тысяч музеев, и каждый из них по-своему интересен. Есть у нас и по-настоящему уникальные большие коллекции мирового значения – к таковым относится первый в стране комплексный музей-заповедник «Музей Мирового океана» в Калининграде. Об истории и самых знаковых экспонатах рассказала его директор, заслуженный работник культуры России, лауреат Государственной премии РФ Светлана Сивкова.
– Светлана Геннадьевна, мы беседуем в знаменательный для вас день – сорок лет назад, 28 ноября 1983 года, вы начали работать в историко-этнографическом музее, где занимались легендарным в океанологии судном «Витязь». Позвольте поздравить вас с круглой датой, пожелать крепкого здоровья, оптимизма и новых творческих успехов – ведь и работа у вас самая что ни на есть творческая, и, конечно, вы лучше всех знаете, в чём уникальность Музея Мирового океана.
– Спасибо за поздравление и добрые пожелания. Если говорить об уникальности, то у нас она – в пяти кораблях. Прежде всего, это наш первенец, научно-исследовательское судно Академии наук СССР «Витязь». Кстати, в 2024 году у «Витязя» целая череда памятных дат: он построен в 1939 году, вышел в первое плавание в 1949-м, в 1979 году завершил научное плавание, а в 1994-м встал к причалу в Калининграде. С «Витязя» и начался Музей Мирового океана. Сегодня рядом с ним – подводная лодка Б-413, судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», рыболовецкое судно СРТ-129, плавучий маяк «Ирбенский», гидросамолёт Бе-12.
Каждое судно интересно по-своему. «Космонавт Виктор Пацаев» – единственное судно космической связи с музейной экспозицией на борту; маяк «Ирбенский» – единственный сохранившийся в России плавучий маяк, а СРТ-129 – наш единственный «рыбачок». А в Санкт-Петербурге хранится наш ледокол «Красин» – прадедушка российского ледокольного флота. Старше него только не дошедший до наших времён «Ермак». Есть и немалая коллекция средств передвижения по воде разных народов России и мира – от чукотской байдары до черноморских шаланд. Этот флот участвует в наших праздниках.
– А всё началось с «Витязя»?
– Да, это наш первенец, и здесь я не могу не вспомнить огромную помощь «Литературной газеты», не без участия которой и возник наш музей. В 70-е годы, когда завершалась экспедиция «Витязя» и решалась его судьба, за сохранение корабля активно выступал корреспондент «Литературки» Леонид Почивалов, участвовавший в научных экспедициях «Витязя». Леонид Викторович, которого я считаю своим другом, много писал о «Витязе», это были и статьи, и несколько книг. Вырезки с его статьями и сегодня хранятся в нашем архиве. Почивалов много сделал и для создания Морского музея. После того как в 1979 году «Витязь» пришёл в Калининград, мы с Леонидом Викторовичем 11 лет боролись за сохранение и ремонт «Витязя» и за создание Музея Мирового океана. Очень помогал и руководивший тогда международным отделом «Литературки» Олег Прутков. Вот такая удивительная и добрая связь сложилась у нас с вашей газетой.
– Говорят, «Витязь» хотели пустить «на иголки»?
– Да, но нам этого не хотелось. «Витязь» не просто корабль, это наша история, это школа советской океанологии, плавучий академический институт, работавший практически во всех морях Мирового океана. Именно научная команда «Витязя» измерила максимальную глубину Марианской впадины, открыла и закрыла добрую сотню географических объектов, изучила глубоководные желоба в Тихом и Индийском океанах, открыла течения и противотечения, а имя «Витязя» носят многие глубоководные живые организмы. Здесь работали учёные с мировым именем, лауреаты Сталинских, Государственных и Ленинских премий. Трудно переоценить вклад «Витязя» в мировую науку, и я рада, что теперь всегда могу видеть этот корабль-красавец из окна моего кабинета.
– Не могу не вспомнить ещё о двух экспонатах музея – судне космической связи «Космонавт Виктор Пацаев» и плавучем маяке «Ирбенский».
– «Ирбенский» долго стоял в Питере заброшенным. Но надо было спасать этот последний плавучий маяк. В конце концов маяк достался нам, и его отбуксировали в Калининград. Здесь помог ЛУКОЙЛ, и крёстной мамой плавучего маяка мы называем Нелли Юсуфовну Алекперову. Содержание таких кораблей – дело недешёвое. Каждое судно – не просто «кусок металла», оно находится в регистре, подчиняется требованиям регистра, морских и речных инспекций. На корабле несут вахту команды, это дипломированные капитаны, штурманы, механики, электромеханики.
Все суда приходили к нам по очереди. Подлодку Б-413 мы привели в 2000 году из Кронштадта, а «Космонавт Виктор Пацаев» пришёл в 2001 году ещё работающим кораблём, принадлежавшим Роскосмосу. Когда «Виктор Пацаев» отслужил свой век, все от него отказывались, пока его не взял под свою опеку губернатор Калининградской области. Так что этот корабль – в ведении области. Экспозиция на его борту посвящена не только истории исследования Мирового океана из космоса, но и нашим землякам-космонавтам – Виктору Пацаеву, Юрию Романенко, Александру Викторенко, Алексею Леонову. Во многом благодаря помощи Алексея Архиповича этот корабль и стоит здесь.
– Насколько я знаю, у музея есть и детские программы?
– У нас есть замечательная программа «Путь к океану», мы работаем с ребятами в клубах «Юный моряк» и «Юный океанолог», летом ходим на шлюпках по рекам и на наш замечательный историко-ландшафтный комплекс «Старый маяк» в Заливино, это в Куршском заливе. Сейчас мы создаём там научно-экспедиционную базу для школьников и студентов, проводим экологические и морские занятия.
Музей активно строится, будет возведён экспозиционный корпус «Планета Океан» с Военно-морским центром «Куб воды», фондохранилищем с экспозицией «Глубина» и образовательным центром «ОКЕАНиЯ». Мы приобретаем и новые интересные экспонаты, связанные прежде всего с природой Мирового океана. В музее есть на что посмотреть – тут огромная коллекция раковин и судомоделей. Постоянно организовываем разнообразные выставки. Вот сейчас открывается выставка «Скелеты из шкафа», на которой представлены в том числе и самый большой в России скелет кашалота, и скелет стеллеровой коровы.
– У вас ведь сравнительно небольшой коллектив для такого огромного музея?
– В музее работают 250 человек – экипажи судов, экскурсоводы, хранители фондов. Основные направления нашей научной деятельности – история изучения и природа Мирового океана. Мы серьёзно занимаемся аквариумистикой, на борту «Витязя» работает метеорологическая лаборатория. Трудно поверить, что начиналось всё с нуля, с разбитого корабля. Сегодня государственный музейный фонд – это около 100 тысяч единиц хранения. Всё это надо изучать и вводить в оборот, мы ежегодно готовим почти сотню выставок, и не только в Калининграде. В этом году провели выставки в Петергофе и Царском Селе, сейчас в Воронеже открывается посвящённая Петру Великому экспозиция «У флота гавани найдутся». А ещё мы совместно с Третьяковской галереей подготовили выставку «Сначала было море».
В этом году в музее уже побывало более 1 миллиона 600 тысяч посетителей. Согласитесь, это много для города с населением в 450 тысяч человек.
– Калининград – российский анклав, и такая его география в условиях санкций, наверное, приносит свои проблемы?
– Конечно, мы уже не можем так свободно, как раньше, выезжать за рубеж. Зато посмотрите, как быстро стал развиваться наш регион, как приводятся в порядок маленькие города, появляются чудесные места отдыха. Мы обустраиваем землю, на которой живём, так что нет худа без добра.