В этом году Пятый международный исторический фестиваль «Времена и эпохи» посвящён Античности и Древнему Риму
Человек – довольно упрямое существо, часто действующее вопреки законам мироздания. Иначе почему люди никак не могут примириться с таким понятием, как время? То, что было вчера или позавчера, год или тысячу лет назад, никогда не вернёшь и не переживёшь заново. Мы отлично знаем, что любое сегодня – это движение из вчера в завтра, и этот процесс необратим. Но всё-таки возникает отчаянное желание совершить путешествие во времени – ведь научились же люди перемещаться в пространстве, причём на огромные расстояния от матушки-Земли!
С точки зрения обывателя, вояж в прошлое или будущее порой классифицируется как клинический случай – взять, к примеру, булгаковского поэта Ивана Бездомного, который после встречи с Воландом «переселился» в эпоху Нового Завета. Другой классический персонаж – странствующий англичанин из балета Цезаря Пуни «Дочь фараона» – заснул и перенёсся сознанием на тысячи лет назад, в Древний Египет. Правда, там дело не обошлось без морфия, весьма популярного в XIX веке.
И среди наших современников – огромное число людей, которые без всякого вреда здоровью пытаются воссоздать в реальности «дела давно минувших дней». И многие в этом преуспевают. В определённом смысле им помогает киноиндустрия, особенно Голливуд: исторические фильмы за умеренную плату на пару часов переносят зрителя в различные эпохи. На этом прогресс не останавливается – компьютерные игрушки делают пользователя виртуальным участником нереальных событий. Об исторических романах и говорить не приходится – достаточно вспомнить бессмертные творения Сервантеса или Вальтера Скотта…
Конечно, современные донкихоты – это совершенно нормальные, здоровые люди, отнюдь не стремящиеся применить архаичные реалии к повседневной жизни. К своему увлечению реконструкцией они подходят основательно: никаких медных тазиков, имитирующих рыцарские шлемы, и хилых Росинантов вместо верховых лошадей! Впрочем, полученные результаты вполне оправдывают материальные затраты.
В этом году в Москве в пятый раз проходит Международный фестиваль «Времена и эпохи». Организатором мероприятия выступает агентство исторических проектов «Ратоборцы» при поддержке столичного Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма. Каждый год путешествия во времени охватывают различные периоды истории X–XX столетий. В 2011 году темой фестиваля была Древняя Русь, в следующем – конец Смутного времени, в 2013-м – европейское Средневековье, а в прошлом году москвичи увидели взятие германцами русской крепости Осовец и Верденское сражение, посвящённые вековому юбилею Первой мировой войны.
Фестиваль «Времена и эпохи» – 2015 получил название «Москва – Третий Рим». В XV веке, после падения Византии, этот тезис лёг в основу строительства Российского государства (всё началось с Ивана III, взявшего в жёны константинопольскую принцессу Софью Палеолог). Отсюда – стремление авторов идеи показать корни современной России, объединяющие нас с другими странами и народами мира: ведь в той или иной степени вся современная цивилизация – религия, право, государственное устройство – уходит корнями в Древний Рим.
Первым этапом фестиваля стал рыцарский турнир святого Георгия: в майские праздники в Коломенском воспроизвели традиционное состязание эпохи позднего Средневековья. А с 5 по 7 июня москвичи и гости столицы смогут приобщиться к античной истории и культуре, познакомиться с жизнью и бытом древних римлян. Основную часть фестиваля откроет торжественная процессия «Триумф», где будет представлено всё античное общество: сенаторы и ликторы, триумфатор и пленные вожди, легионеры и актёры, танцовщики и музыканты. Шествие завершится театрализованным представлением – на площадку «Арена» выйдут гладиаторы, чтобы продемонстрировать воинское искусство.
Примерить доспехи римского легионера, построить укреплённый лагерь для защиты от неприятеля, поупражняться в меткости на античном стрельбище, научиться чеканить монеты – гости Коломенского смогут не только наблюдать за происходящим, но и поучаствовать в веренице событий. Вряд ли современные дети знают такие древнеримские игры, как петанк, паганика, тали или гарпастум, но им тоже не придётся скучать: за непривычными названиями кроются игра в шары или настольные кубики, прототип хоккея с мячом или состязание, похожее на современный футбол. К слову, когда-то Юлий Цезарь обязал всех воинов заниматься гарпастумом, развивающим не только силу и ловкость, но и тактическое мышление, а его преемник Октавиан Август, тоже большой поклонник этой игры, издал указ о создании единых правил гарпастума. Так что, вопреки расхожему мнению, британцы не изобрели футбол, а лишь позаимствовали его у своих завоевателей. Интересно, как вели себя древние болельщики на товарищеских встречах по гарпастуму между сборными римских легионеров и английских аборигенов? Если предположить, что нравы нынешних футбольных фанатов тоже родом из древнеримских времён – ну что ж, и на солнце бывают пятна…
Интерес к международному фестивалю «Времена и эпохи» растёт из года в год вместе с числом участников и зрителей реконструкций: в начале лета в Коломенском ожидают 270 тысяч зрителей из Италии и Германии, Греции и Болгарии, Польши и Румынии, Австрии и Швейцарии, Франции и Голландии, Молдавии и Белоруссии, Украины и России. Организаторы позаботились и об их безопасности: в случае необходимости многочисленные полицейские, сотрудники ОМОНа и ЧОПа помешают сторонникам Помпея, проигравшего Фарсальскую битву, поквитаться с фанатами победителя Цезаря где-нибудь в подземном переходе между «Площадью Революции» и «Театральной».