Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 сентября 2024 г.
  4. № 38 (6952) (25.09.2024)
Культура

Вне условностей

Мысли о спектакле Семёна Спивака «Глубокое синее море»

25 сентября 2024
Эмилия Спивак и Андрей Кузнецов в сцене из спектакля

Главный редактор «ЛГ» в театры ходит охотно и часто – как в Москве, так и в командировках. В новой персональной рубрике Максима Замшева читайте его впечатления о спектаклях, причём не только премьерных.

Спектакль Молодёжного театра на Фонтанке «Глубокое синее море» венчал во всём своём премьерном блеске прошлый календарный год. Сейчас спектакль разогнался и стал одним из любимых зрителями в обширном и прекрасном репертуаре театра. Рэттиган один из самых востребованных драматургов в Англии. В России он ставился и ставится, но афиши не пестрят его названиями. Конечно, режиссёру такого масштаба, как Семён Спивак, крайне интересно на этой территории, где в центре не приём, а человек во всей своей безнадёжной сложности и нелогичности.

В кратком моём разговоре с Семёном Спиваком после спектакля я отметил, что пьеса Рэттигана не вполне привычна нашему зрителю. Она делится на акты лишь формально, это одно движение, одна линия, где любая полифония – это строжайшая арифметика, ничего произвольного, случайного или импровизационного. Такая театральная фуга, совершенная и строгая, да простится мне некоторая вульгарность этого сравнения. Мой собеседник вспомнил в ответ смешной эпизод. Правообладатели поставили условие: ни в коем случае не давать женские роли мужчинам и наоборот. Я полагаю, в этом не только прививка от необоснованного эксперимента, это радение о том, чтобы не нарушалась естественность течения жизни на сцене. В этом драматическом материале почти отсутствуют театральные условности. Только сама жизнь с её вечным вопросом: почему так? И команда спектакля блестяще справляется с задачей перенести на сцену живых людей с их не театральными, а подлинными страданиями. Роли в спектакле, каждая с предельно жёстким рисунком, выстроены как в музыкальной пьесе. Есть главная тема, и вокруг неё подголоски. Всё связано в плотный клубок, никаких побочных особых линий. Всё подчинено глобальным идеям: разобраться, отчего проходит любовь и что важнее – страсть или жизнь.

Эмилия Спивак, исполнительница роли Хестер Коллер, проявила в этом спектакле все грани своего недюжинного таланта. Здесь и умение долго, без цезур держать напряжение, тонко варьируя его градус в зависимости от художественных задач, и невероятная пластичность, и великолепная танцевальная подготовка, и идеальное ансамблевое чутьё. Сам характер героини крайне многоплановый, но все эти планы изначально слишком тесно в ней прижаты ментально друг к другу. Весь спектакль актриса их отделяет, выделяет, выводит на свет, и именно это позволяет ей в финале выбрать жизнь, а не смерть от газа, который она уже открыла. И мистер Миллер, персонаж загадочный, не центральный, но важнейший для движения сюжета, именно за эти пласты и зацепляется, когда отводит Хесс от губительного решения. Режиссёрски эта кульминация выдержана в лучших традициях психологического театра. Пётр Журавлёв (мистер Миллер) играет неспешно, и в этой классической актёрской повадке столько достоинства, что каждое его появление на сцене превращается в событие.

Спивак делает ставку не на драматизм ситуации, а выявляет внутренние причины психологических коллизий. В таком ключе решены роли бывшего мужа Хесс Уильяма (Андрей Кузнецов) и нынешнего её спутника Фредди (Александр Тихановский). Они не антагонистичны, есть всего лишь один эпизод, где они говорят нервно, на повышенных тонах, но он ни к чему не ведёт. Эти два героя, по замыслу постановщика, – части души и жизни героини, и это делает спектакль очень женским, но в высоком, не истеричном или не дай бог феминистическом смысле слова. В итоге она находит в себе силы их обоих растворить в себе и выбрать между ними себя, своё будущее, при этом не делая их несчастными. Она не вполне привычный для русской сцены персонаж, она не страдает красиво и классично, страдание здесь зло, зло – пассивность, зло – жить, когда знаешь, что любовь прошла. В какой-то степени это бунт, но не экзальтированный, бунт ради настоящей жизни и свободы, бунт против условностей, сознательный выбор жизни вне социума. В части диалогов мы это можем расшифровать. Не случайно театральных условностей в спектакле нет. Весь актёрский ансамбль – и Алла Оддинг, и Сергей Барабаш с Дарьей Вершининой, и Станислав Горелов – идеально пристроен друг к другу. Они не так уж связаны по сюжету, но автор спектакля связывает их на уровне эмоций, жестов, одежды.

В спектре изящная сценография, неожиданно эффектно подобрана музыка. Она как будто стилистически из другого пласта, но тут выглядит органичным комментарием к внутреннему миру героини.

В «Глубокое синее море» погружаешься весь спектакль. И когда он завершается, понимаешь, что оно бездонно. 

Тэги: Спектакль
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Чистый экстракт

    18.12.2024
  • Единство и борьба

    03.10.2024
  • Кто здесь «Холопы»?

    28.05.2024
  • На «Поезде жизни» - к новой, счастливой реальности

    27.05.2024
  • Предать Таню Савичеву

    14.05.2024
  • Люди – деревья, люди – сад

    101 голосов
  • «Смертельный джаз» в МДК Арбат

    78 голосов
  • Смердяковщина

    43 голосов
  • Благородство и дерзновение

    40 голосов
  • Кто следующий?

    31 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS