Год назад была принята Стратегия государственной национальной политики. Она включила в себя ряд важных положений, касающихся русского народа, так как стабильность общественных настроений в России напрямую зависит от самочувствия именно русского народа, как и темпы общественно-политического, социального и экономического развития.
Наша газета всегда рассматривала русский вопрос именно в такой плоскости. Наступает время непосредственного формирования «русской политики», конкретных решений и точных практических действий.
Так считает политолог Игорь КРУГОВЫХ, председатель учреждённого Ассамблеей народов России Комитета по этнокультурному развитию русского народа.
– Игорь Эрикович, не все читатели знают, что собой представляет Ассамблея народов России.
– Это общественная организация, в состав которой входят представители 106 народов, руководители всех национально-культурных объединений, ведущие эксперты в сфере национальной политики. Это позволяет считать её своего рода аналогом прошлых Палат национальностей Верховных Советов. Это площадка для дискуссий и выработки общественных предложений по вопросам межнационального общения, государственной политики в этой сфере. Ещё недавно работой ассамблеи руководил Рамазан Абдулатипов, который сейчас возглавляет Республику Дагестан. Его сменила Светлана Константиновна Смирнова. Она родом из Удмуртии, хорошо знакома с проблематикой, была депутатом Государственной Думы.
– Извлекли ли наши власти уроки из недавнего конфликта в Бирюлёве?
– Был хороший шанс по существу решить давно назревшие вопросы и остановить череду подобных событий. Вместо того чтобы возмущаться по поводу случившегося, власти необходимо было срочно разработать и принять закон «О народном сходе», где чётко определить его полномочия, необходимость участия на нём представителей местной власти, обязательный характер принимаемых им решений. Взамен этого приняли закон по «определению полномочий и ответственности» органов государственной власти субъектов и местного самоуправления в сфере межнациональных отношений.
Правильно, ответственность надо повышать. Но присмотримся, за что теперь будут отвечать на местах? Помимо общих положений, в законе сказано конкретно: отвечают за «защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию мигрантов». Так, а за национальное большинство, то самое, которое со справедливым возмущением вышло в Бирюлёве на улицу, власть собирается отвечать? По этому закону – нет.
В этом смысле я как диссонанс данному положению воспринимаю слова Владимира Путина, которые прозвучали 8 ноября на встрече с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований: «Разумеется, власть должна придерживаться той точки зрения, что она должна слушать всех, но исполнять волю большинства. Это в том числе относится и к муниципальному уровню власти».
Очень красноречива и оценка, которую дал минувшим событиям Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Всемирном русском народном соборе: «Если позиция русского большинства и дальше будет игнорироваться, в выигрыше останутся только разрушители России, провокаторы с обеих сторон, не оставляющие попыток столкнуть лбами этносы и религии».
Так что, на мой взгляд, далеко не все уроки извлечены. И много предстоит сделать, в том числе в законодательном плане.
– Вы считаете, сегодня проблема «большинство – меньшинство» – ключевая?
– В значительной мере – да. Нам всё ещё зачастую навязывают в качестве абсолюта, и не только в сфере национальной политики, различные общественно-политические категории, берущие свои истоки в XX, а то и в XIX веках. Среди них, например, пресловутое: «Если будут защищены интересы меньшинства, то в стране будет всё в порядке, воцарятся стабильность и процветание». Не будет. И это подтверждает не только наш, но и современный европейский опыт.
Следует ясно понимать, что XXI век – качественно иной. На смену идеологии элит, меньшинств приходит идеология народа, его большинства. О необходимости уважать «права лиц, принадлежащих к большинству населения или к другим национальным меньшинствам», говорится в европейской Рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств, ратифицированной Россией в 1998 году. Обратите внимание, слово «большинство» стало частью и нашего законодательства. Сегодня нам необходимо разработать механизмы реализации его прав.
В 2001 году мы с группой специалистов подготовили и внесли в Государственную Думу проект Федерального закона «Об основах государственно-правового положения русского народа в Российской Федерации», который в случае его принятия вообще не давал бы поводов и исключал причины появления новых Кондопог или Бирюлёва. К сожалению и к огромному удивлению, ни одна из партий, так громко выступающих за русский народ, не поддержала его и не предложила свои законопроекты. Наверное, до очередных выборов.
С нашей подачи положение о необходимости уважать «большинство и меньшинство» было включено в Декларацию Международной конференции «Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество» (Волжский форум), состоявшейся в Нижнем Новгороде в сентябре 2006 года с участием представителей Евросоюза. Она была потом одобрена Комитетом министров Совета Европы. Переход к пониманию стабильного и гармоничного общества, где обязательное условие – учёт интересов и большинства, и меньшинства, происходит, но не так быстро, как это необходимо. Отвечая на вызовы нашего времени, такой переход мы просто обязаны осуществить в ближайшие годы.
– Каково место общественности в этой работе? Ведь ясно же, что без её участия процесс опять может войти в чиновничье русло, когда реальная отдача будет подменяться гладкими отчётами и тотальной безответственностью.
– Не хотел бы стричь всех под одну гребёнку – чиновники тоже разные бывают. Что касается нашего комитета, то он позиционирует себя в первую очередь как выразитель мнений экспертного сообщества. А оно нацелено на рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных с положением русского народа в государстве и обществе. Тут и разработка законопроектов, и участие в подготовке федеральных, окружных, региональных и местных программ национально-культурного развития русского народа. Это до сих пор были не в состоянии сделать ни власть, ни партии, ни общественность.
Между тем анализ показывает, что реальное положение русских в основных сферах нашего общества не только не соответствует их статусу как государствообразующего народа, но и говорит о серьёзной отстранённости русского народа от большей части собственности и властных функций. Наша общественная работа будет вестись и через создаваемый при Комитете Координационный совет традиционных русских организаций. Желание войти в его состав выразило уже значительное число организаций. Основной критерий отбора один: созидательное направление деятельности.
– Наверняка есть проблемы, которые не терпят отлагательства. О них много говорится, а воз и ныне там…
– Да. И о таких проблемах мы уже не единожды заявляли в течение последних десяти–пятнадцати лет. И предлагали свои варианты их решения. Например, у нас сегодня фактически пять русских языков: язык русского народа как его родной, русский государственный, язык межнационального общения, язык стран СНГ, язык международных организаций. В правовом отношении закреплён только русский как государственный. Необходимо принять единый закон о русском языке, который включал бы все его функции. И ещё. В сотый уже, наверное, раз повторю: в Законе «О российской культуре» нет даже словосочетания «русская культура».
Всё это не «крючкотворство». Это очередное проявление отчуждённости русского народа от своего государства. Это то, что в своё время мы определили так: «Русский народ живёт на общественных началах».
Основательно и полно закрепив государственное положение русского языка и культуры, мы тем самым прочно скрепим наше «государство–цивилизацию», где они выступают в качестве основных несущих конструкций нашего общего цивилизационного кода.
Жизненно необходимо не устраняться от настойчивой коллективной работы на общерусском направлении. На критиканстве и даже конструктивной критике долго не продержаться, тем более не создать нового. Лучше всем дружно участвовать в созидании общего будущего. Давайте возьмём вместе с «Литературной газетой» работу по реализации программ по русскому языку и русской культуре, так же как и разработку федеральной программы национально-культурного развития русского народа, под совместный контроль.
В заключение хочу напомнить ещё одно, ключевое, с моей точки зрения, высказывание на последнем Всемирном русском народном соборе Патриарха Кирилла: «Мы отвергаем позицию тех, кто считает, что Россия должна быть страной только и исключительно для русских. Но мы также никогда не согласимся с теми, кто хочет видеть её «Россией без русских», лишённой национального и религиозного лица, потерявшей чувство солидарности и единства. Подобный сценарий чреват катастрофическими последствиями не только для нашего государства, но и для всего мира».
Беседу вёл Владимир СУХОМЛИНОВ