Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 мая 2023 г.
Общество

Внутренний человек в Тегеране

Впечатления писателя о поездке в Иран

25 мая 2023
Победит ли самобытность вестернизацию?

Геополитика, логика исторического процесса неуклонно сближают наши страны. Но Иран во многом остаётся для нас тайной. Цепкий взгляд литератора хотя бы отчасти поможет её раскрыть.

«Тегеран – город контрастов», – говорит наш гид Фатима, когда мы прогуливаемся с коллегами по изящному мосту в центре столицы. Город зеленеет, точно украшенный изумрудами. Деревья высажены аккуратно, в рядок, так, чтобы дать тень. Вполне удачно. И я всё пытаюсь сообразить, что это за деревья. Потом наконец узнаю: чинар – он же платан, как и в моём родном Севастополе, а ещё клёны, туи; флора в Тегеране как на крымских улицах. Но это я узнаю потом, а пока что ответа на мой вопрос о trees нет. На английском в Иране говорят плохо.

Где-то я читал, что иностранные языки лучше всего знают стюардессы. Мы летим рейсом иранской авиакомпании, большой самолёт заполнен лишь на треть, и стюард жестами показывает мне, как надуть подушку под голову. Мы справляемся с этой задачей – и благодарим друг друга, выставляя большой палец. No English.

А вот человек из туркомпании, встречающий нашу делегацию, включает переводчик на телефоне и демонстрирует чёрные буквы на мерцающем экране. Там значится: «Давай покатаемся». И я чувствую себя немного испорченной девушкой, приехавшей в Дубай. Но Иран другой. Мы приехали на XXXIV Тегеранскую книжную выставку-ярмарку. Я прибыл по приглашению Российского книжного союза, за что ему низкий поклон. Из литераторов – Павел Басинский, Екатерина Барбаняга и детская писательница Оксана Иванова. Позже на смену нам прибудут Александр Куланов и Евгений Водолазкин.

Чуковский писал, что не успокоится, пока в поезде не перезнакомится с половиной вагона. Та же история и со мной. Интересно всё! Да и дорога из аэропорта долгая – змея асфальта ползёт то ли по пустыне, то ли степью, покрытой, как обычно пишут, редкой растительностью. Хотя больше всего в этом скудном пейзаже полиэтиленовых пакетов, похожих на мёртвые медузы. В Тегеране очень любят упаковку, но, когда я заявляю «ноу пакет», на меня смотрят с уважением.

Иранцы – вообще очень добродушные люди. Вежливо интересуются, откуда ты. Потом слышат ответ и радуются: «О, Руссия!» Радость эта искренняя, пламенеющая, будто своего родственника увидел. Таксист, который вёз меня из дворца Голостан на выставку-ярмарку, долго и шумно вещал на фарси, не зная английского, а потом выдыхал: «Руссия!» Два или три раза он останавливался на перекрёстках, видимо, уточняя дорогу, а после показывал на меня. И улыбчивый мужчина сунул мне в окошко пакет алычи – она в Иране зелёная, твёрдая, кислая, едят её с солью, а продают у дороги или, что чаще, прямо на дороге.

Трафик в Тегеране – отдельная история. Стоять здесь в пробке в два часа ночи, видимо, норма. Это стало ясно сразу же, ещё по дороге от аэропорта, когда наш микроавтобус застрял в железном потоке, забитом в основном старенькими французскими машинами. Больше других, впрочем, выделяются открытые ржавые фургончики – выглядят они точь-в-точь как в дешёвых боевиках, и возят иранцы на них подчас совершенно фантасмагорические вещи – например холодильник, обмотанный чем-то пушистым и красным…

В Тегеране я не видел ни одного дорожного инцидента. По-своему это удивительно. Потому что переходят дорогу здесь, буквально бросаясь в поток машин и лавируя между ними. Довольно страшно; особенно когда появляются мотоциклы и мопеды – их здесь много. Они повышают манёвренность. При этом на мотоцикле часто наблюдаешь такую картину: за рулём муж, его одной рукой обнимает супруга, другой она держит малыша, а между ними втиснут ещё один ребёнок – и вот они мчат дружной семьёй на злящемся мотоцикле.

Спасает добродушие иранцев, всегда готовых помочь. В два часа ночи мы оказались на улице в окружении молодых людей. Они позвали других молодых людей. Звёзды смотрели на нас тревожно и колко. Наверное, в другой восточной стране нас бы попытались ограбить. Однако в Тегеране эти юноши с горящими влажными взорами честно пытались вызвать нам, русским, такси. Сделать это в иранской столице непросто, лучше всего просить кого-нибудь в отеле. В остальных случаях Snapp! (сервис такси), действующий только с иранских сим-карт, чудовищно избирателен. Но, как вариант, ты можешь броситься на проезжающую машину и, размахивая туманами или реалами (одна валюта была до реформы, вторая присоединилась после), кричать: «Тэкси, тэкси!»

В общем, люди в Иране удивительные. В Тегеране, удивительно похожем на город из пятого GTA, есть своего рода разделение на сектора: они отличаются не только архитектурно, но и людьми, там проживающими. На севере в основном селятся обеспеченные люди. Здесь подчас передвигаются уже не на стареньких «рено» и «пежо», а на «вольво». Много состоятельных иранцев в торговых центрах – без денег туда не ходи. Надо быть миллиардером. Это не шутка: один миллион реалов здесь равен примерно 150 рублям. При этом иранцы плюют на санкции и производят, к примеру, точно такую же колу, как и везде; просто пишут на ней «Made in Iran». А на улицах блестят огни витрин с мировыми брендами. Кстати, лучшую пиццу, что само по себе забавно, я попробовал именно в Тегеране. И стало ясно, отчего в ресторан выстроилась такая длинная очередь.

Меж тем ресторанчиков, закусочных, кафе здесь великое множество – очень разные, всегда колоритные, но у всех в меню – неизменно вкусное мясо. Оно, к слову, или это мне так повезло, не особо отличается что в видовом ресторане, где вестернизированные иранцы курят кальяны и знакомятся с иностранцами, что на базаре в жуткого вида закусочной, рядом с которой спят нищие.

Я сказал о том, что Иран находится под санкциями – да, вот уже более 40 лет. И многие иранцы, улыбаясь, предлагают научить «Руссию», как жить под санкциями. Уверен, они смогут. В 1979 году в Тегеране произошла исламская революция – шах бежал, а к власти пришёл Рухолла Хомейни. Страна из светскости двинулась в сторону религиозности. Причём революция по большей части случилась из-за социальных причин. Да, порою шах выбирался в город, но в целом был бесконечно оторван от своего народа, а тот куковал без воды, газа, образования, электричества. Сам же шах жил роскошно – наш гид Фатима водила нас по некоторым его резиденциям на уровне особняков российских олигархов как минимум.

Что сейчас в данном контексте? Не спешу выносить политические оценки, хотя, безусловно, Россия и Иран – больше чем просто партнёры. Но вот что я почувствовал остро – так это то, как сталкиваются не просто два Ирана, а два человека – человек традиции и человек толпы. Почувствовал я это во дворце Голостан у потрясающих мозаик. Они не только были эстетически совершенны, но и содержали в себе огромное количество отсылок и смыслов. Я рассматривал их, поражённый, а тем временем к мозаикам подходили люди и делали фото, селфи, не обращая внимания на само искусство. И вдруг стало очевидно, что великое наследие цивилизаций, сконцентрированное в Иране, многим совсем не нужно, оно лишь фон для человека толпы, когда цивилизацию создавали люди-умы, а прикончат её люди-желудки. Это вестернизация в её худших проявлениях, а остальное – пластические операции иранок, голливудские атрибуты – лишь всё отблески. В Иране я ощутил, увидел, услышал, как беспощадно наступает на человека традиции человек толпы.

И да, жить прошлым, безу­словно, нельзя и вырезать себя из мира тоже. Однако вот хороший пример: в Тегеране местные девушки и некоторые парни переделывают себе носы, ломая их, чтобы выглядеть по-европейски. При этом после операции они как можно дольше носят на носу пластырь, чтобы показать всем и каждому – смотрите, я сделал это. И вот этот пластырь на носу, который вполне может сочетаться с чадрой, – это своего рода символ отказа от собственной идентичности.

Автор на Тегеранской книжной выставке

Так, внутренний человек, о котором говорил апостол Павел, ведёт вечный бой с человеком внешним, с матрицей дивного нового мира. Я почувствовал это в Тегеране в первый же день приезда. А потом, на одной из встреч во время выставки-ярмарки, убедился в том окончательно. Тема моего выступления звучала так: «Внутренний человек русской литературы» – это понятие «внутренний человек» нашло мощнейший отклик у аудитории. Толпа собралась у стенда, люди слушали, после задавали вопросы, и даже по окончании встречи мы долго-долго беседовали с иранцами. Они, как и я, хотели взрастить своего внутреннего человека. И я думаю, это роднит нас не только на уровне конкретных людей, но и на уровне стран, народов. Мы, в Иране и России, несмотря на все пертурбации, стараемся отстоять, сохранить и по итогу взрастить своего внутреннего человека, как бы ни наваливалась на нас цивилизация метамодерна.

Обсудить в группе Telegram

Платон Беседин

Родился в Севастополе. Автор художественных кни... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    10.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS