Жизнь одарённого человека складывается из многих качеств самой личности, а также из времени, в которое посчастливилось родиться, учиться и служить своему народу.
Сулейман-Хаджи Аутаев с появлением на свет получил родословную, отмеченную именами шейхов и хаджей. От отца и матери обрёл неуёмное любопытство к окружающему миру, тягу к знаниям высшего порядка и цельность характера. В советское время, успешно защитив диплом экономиста, С.-Х. Аутаев – как и было написано на роду – завершил учёбу в Каирском высшем исламском институте в звании магистра. Гораздо позднее, когда в Чечне остро ощущалась нехватка специалистов по делам международного уровня, нашёл приложение своим неординарным способностям в Дипломатической академии МИД России. Но где бы и в каких званиях и должностях впоследствии ни служил С.-Х. Аутаев, он остаётся, по собственному признанию, богословом и религиозным деятелем, следуя примеру Ахмата-Хаджи Кадырова, успешно сочетавшего религиозные принципы и знания с обязанностями светского государственного деятеля.
Казалось бы, достаточно этих двух направлений для того, чтобы жизнь человека была наполнена до краёв. Но кто причастен к творчеству в целом и к писательскому делу в частности, тот подтвердит, что одарённые и вдохновлённые люди оказываются более успешными и в вопросах теологии, и на ниве государственной службы, и в бизнесе. Сулейман-Хаджи смолоду знает об этом уже потому, что является автором теоретического труда «Исламское уголовное право» и богословского исследования «Истина закията». О многолетнем поэтическом творчестве автора до поры до времени знали, пожалуй, только родные, близкие и друзья. И как пример – письмо с обратным адресом «Мисар, Каир» от 04.01.1993 г.:
Покинул я своё гнездо,
Родимый дом покинул.
Подобной участи никто
Из юношей не минул…
(«Отъезд»)
Заметим, что это далеко не первое стихотворение С.-Х. Аутаева, начало положено в 80-х годах прошлого века. Те поэтические опыты не включены в «Книгу жизни» уже потому, что С.-Х. Аутаев видит своё творчество и целесообразность публикации как неотъемлемую часть служения чеченскому народу, когда слово поэта говорит о ещё не остывших в памяти пепелищах прошедших лет и о нынешнем просветлении.
Итак, говоря о едином и целом в судьбе С.-Х. Аутаева – о вере, госслужбе и литературе, нельзя упустить краеугольную составляющую – любовь. Она многолика и подразумевает не только безграничную любовь к Всевышнему и служение Ему, но и любовь к Чечне, к её горам и долинам, к её языку:
Кровный, родной, праотцовский язык,
Он и красив, и суров, и улыбчив.
Это и нрав, и душа, и лицо,
Это и внутренний стержень народа…
(«Чеченский язык»)
Поэт не мыслит существования без любви к родной семье, где родители пользуются особым почитанием:
Отец и мать – слова почтения
Для тех, кто сам боится Бога
И кто, адаты уважая,
В глаза родительские смотрит
Так, словно ловит их желания
И одобрение Аллаха.
(«Цена слова»)
Образ ушедшего из жизни отца красной нитью проходит через всю «Книгу жизни». С какой трогательностью говорит Сулейман-Хаджи о переживаниях отца во время долгой разлуки: «Вы спрашивали часто: / «Сынок, когда приедешь? / Когда ты возвратишься / Из странствия домой?» / «Как только Бог позволит», – / Я признавался честно, / Отца ли успокоив, / Себя ль приободрив». Исповедально звучат стихи о матери: «От мысли, что ты есть, – весь мир сияет мне…» Матери посвящены самые тёплые, самые песенные строки:
Тебя без памяти любя
И почитая,
Молюсь в разлуке за тебя,
Моя святая.
Одним из узловых в «Книге жизни» стало стихотворение о старшем брате, имеющее свой философский код, свою расшифровку крепости родовых связей не только в одной чеченской семье, но и во всём цивилизованном мире:
Ничто не поколеблет вас,
Ничто вас не погубит –
Пусть младший старшему воздаст,
А старший – приголубит.
(«Брат»)
Мы живём во времена, когда мир тихо сходит с ума. Мы являемся не только современниками и свидетелями трагической утраты семейных связей, но и очевидцами демонстративного попрания основополагающих и общечеловеческих ценностей. Долг каждого из здравомыслящих людей – противостоять распаду моральных и этических норм, накопленных за тысячелетия. В «Книге жизни» мы видим, что именно в семейной ячейке прививается уважение к старшим, любовь к ближнему, честность перед людьми и Богом. Именно за это ратует Сулейман-Хаджи Аутаев, понимая, что привитое в младенчестве уважение к чистым и праведным канонам убережёт человека во взрослой жизни от множества соблазнов, искушений и безверия.
После распада Советского Союза Чечня превратилась в эпицентр военных потрясений. И в том, что эти разрушительные события удалость остановить, – большая заслуга и Ахмата-Хаджи Кадырова, и его единомышленников, и богослова С.-Х. Аутаева, внёсшего свой вклад в умиротворение гражданского общества в Чечне посредством укрепления мусульманской веры, свободной от религиозного фанатизма и ваххабизма.
А давайте сойдёмся на мирный совет,
А давайте друг друга услышим,
А давайте-ка с нами играть запретим
Сумасшедшему миру…
(«А давайте сойдёмся…»)
Но для поэта, гражданина, религиозного деятеля создать текст – это всего лишь начало большого пути. Гораздо труднее донести своё выстраданное слово до людей. И С.-Х. Аутаеву это удалось. И здесь приходит понимание проповеднической сути «Книги жизни» в целом и каждого стихотворения в частности. Это не просто стихи, это – молитвы во спасение Чечни, чеченского народа, родных и близких. И С.-Х. Аутаев, обращаясь к Всевышнему в своих стихах-молитвах, обретает в лице Создателя не только беспрекословного судью, но и мудрейшего учителя, и спасителя, и соратника, без которого ничего стоящего в этом мире не происходит.
Одна надежда:
Пусть Всевышний
Вернёт взаимоуважение,
Чтоб вновь считались мы друг с другом.
Намаз согласие вернёт,
И вновь паломничество станет
Путём всеобщим к покаянию.
(«Мирской совет»)
Всевышний всегда рядом с истинно верующим человеком, Всевышний всегда поможет, всегда направит на верный путь – по праву считает Сулейман- Хаджи Аутаев. И поэзия его, следуя заповедям Создателя, полна внутреннего света, уверенности, спокойствия и осознания правоты и силы.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Сулейман-Хаджи Аутаев родился в 1958 году в Казахстане, в селе Чилик Алма-Атинской области, в семье репатриированных чеченцев. Год рождения будущего хаджи и поэта был ознаменован разрешением властей на возвращение в родную Чечню. Родители с детства привили ребёнку любовь к Родине, к чеченскому языку, к азам истории и мусульманской веры.
Получив высшее образование, молодой специалист плодотворно трудился на ответственных должностях в своей республике. В 1986 году в СССР грянула перестройка. Начались коренные изменения в обществе. В Чечне открылись мечети, была проложена дорога к паломническим святыням. Сулеймана Аутаева выбирают кадием Урус-Мартана, а затем заместителем муфтия Чеченской Республики. После совершения хаджа в 1996–2000 годах Сулейман-Хаджи Аутаев заканчивает обучение в Каирском высшем исламском институте в звании магистра. Не прекращая научной, религиозной и литературной деятельности, с 2008 года Сулейман-Хаджи Аутаев работает в должности первого заместителя Полномочного представителя Чеченской Республики при Президенте Российской Федерации. В 2010 г. Сулейман-Хаджи Аутаев удостоен звания «Заслуженный экономист Чеченской Республики». Из-под пера писателя и поэта вышли книги «Истина заката», «Исламское уголовное право», «Значение слова». Представляемая читателю «Книга жизни» является переводом на русский язык одноимённой книги на чеченском языке, изданной в г. Грозном в 2018 году.
Яркой страницей в биографии Сулеймана-Хаджи стало торжественное мероприятие в честь Дня чеченского языка, на котором Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров прочёл стихотворение Сулеймана-Хаджи Аутаева «Чеченский язык», высоко оценив творчество автора.
Канта Ибрагимов, писатель, председатель Союза писателей Чеченской Республики