Почему дети порой так жестоки
Все мы хорошо понимаем значение старого русского слова «травля». Но в последнее время в школьной психологии всё чаще употребляется слово «буллинг» (от англ. bullying), означающее «агрессивную психологическую и физическую травлю одного ребёнка другим или группой лиц».
Русская пословица гласит: «Хоть горшком назови, только в печь не ставь». Но в том-то и дело, что называемое сегодня иначе явление по-прежнему «стоит в печи», то есть является «горячей точкой». Я не понаслышке знаю, что такое буллинг. Будучи ученицей 8-го класса (самый уязвимый, ибо подростковый, возраст!), я испытала его, что называется, на собственной шкуре.
Мы тогда переехали в другой район Москвы, и я перешла в новую школу (кстати, образцово-показательную), где весь класс, подстрекаемый несколькими «лидерами», ополчился против меня. За что? За то, что не такая, как все: на уроках – пятёрки, на переменах – книжки, в драмкружке – главные роли. Издевались изощрённо и методично. Мама пошла к директору, но тот решил не выметать сор из избы, чтобы не портить школьные показатели, и посоветовал перевести меня в другую школу. В другую, то есть в прежнюю, в противоположном конце Москвы, мама меня перевела, но перед этим я три месяца пролежала в подростковом психоневрологическом диспансере.
Прошли, как пишут в киношных титрах, годы. Изменилось время, изменилась страна. Но и в конце ХХ века, теперь уже моего сына, тоже травили в школе. Он ничего мне не рассказывал. О травле, которой он подвергался, я узнала, когда он уже был студентом.
О школьном буллинге вообще предпочитают помалкивать. Эффект разорвавшейся бомбы произвела повесть В. Железникова «Чучело» и снятый по ней Р. Быковым фильм, хотя классический пример буллинга есть у Достоевского в «Братьях Карамазовых» (травля Илюшечки Снегирёва). Как негодовала тогда школьная общественность: директора, учителя, воспитатели! (А я ловила себя на мысли, что это фильм про меня!)
И вот на дворе XXI век. И если кто-то считает, что буллинг – пережиток нашего тоталитарного прошлого, он глубоко заблуждается. Буллинг жил, жив и будет жить.
Почему? Чем объяснить неистребимость этого явления?
На недавней педагогической конференции я, отвечая на этот вопрос, сказала, что ребёнок рождается не ангелом, а зверем и наша задача пробуждать в нём «чувства добрые». Боже, что началось после моим слов. Ребёнок-зверь! О ужас! И это говорит педагог, поэт!
А между тем ещё опять-таки Достоевский – устами своего героя (и не только, а и в «Дневнике писателя», то есть от первого лица) утверждал: «Во всяком человеке… таится зверь… зверь сладострастной распаляемости от криков истязаемой жертвы».
Это в природе человека. Это, к сожалению, вечное. Люди (и дети, в частности) любят сбиваться в стаи и клевать «белых ворон». Это нельзя изменить – с этим нужно работать. Важна и работа, так сказать, по «факту», и профилактическая.
Мы учителя-словесники. У нас в руках величайший инструмент – русская (и не только) литература. Работая с детьми разных возрастов, я непременно читаю «Чучело», «Повелителя мух», показываю фильмы «Класс» и «Пиф-паф, ты мёртв». Но главное – говорю о ценности абсолютно каждой человеческой личности. О том, что даже если тебя травили, ты этого делать не должен.
И призываю своих учеников – не вслух, не при всём классе, а внутри себя! – дать себе Аннибалову клятву, ту самую, которую когда-то дал себе юный Тургенев, подвергавшийся буллингу со стороны собственной матери: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примириться…»
Ребёнок рождается зверем, или, если угодно, животным, но в наших, учителей – и его собственных! – силах сделать его если не ангелом, то человеком.
P.S. В воскресенье прекрасная поэтесса, наш постоянный автор Инна Кабыш отметила свой юбилей. «ЛГ» присоединяется ко всем прозвучавшим в этот день поздравлениям и желает верному другу газеты крепкого здоровья, личного счастья, неисчерпаемой энергии и благоволения фортуны. Пусть судьба будет благосклонна к Вам.