На 96-м году ушла из жизни Ольга Чайковская. Для тех, кто читал «Литгазету» в 70-х, 80-х и 90-х, это имя звучало магически. Появление на страницах «ЛГ» её судебного очерка или полемической статьи в те времена означало одно: газету будут передавать из рук в руки. Пересказывать сюжет публикации соседям и сослуживцам. Ждать продолжения, потому что тогда действовало жёсткое правило – отвечать на газетную критику в течение месяца. После статей и очерков Ольги Георгиевны пересматривались судебные дела, выходили на свободу люди, отбывавшие наказания за преступления, совершённые не пойманными преступниками. А в редакцию из ближайшего почтового отделения приносили мешки писем – отклики на её публикации.
Ольга Чайковская была одной из легендарной четвёрки литгазетовцев (Евгений Богат, Аркадий Ваксберг, Александр Борин), возродивших в русской публицистике в семидесятые годы жанр судебного очерка. Темы её публикаций были разными, но и сейчас, перечитывая их, убеждаешься: не сиюминутными. «Глоток горячего чая» (1973) – о самоубийстве десятиклассника, которого подтолкнули к роковому шагу учителя. «Выстрел в тире» (1975) – о проблемах следствия на примере расследования убийства студента музучилища. «Арестанты свободной России» (1994) – о нечеловеческих условиях в следственных изоляторах. «В плену у беззакония» (2002) – о новом Уголовно-процессуальном кодексе. Это живая летопись острейших морально-правовых проблем, чьё решение осталось нам в наследство.
Кроме правовой публицистики Ольга Георгиевна, будучи кандидатом исторических наук, писала книги об исторических персонажах («Соперники времени», «Против неба на земле», «Екатерина Великая. Золотой век Российской империи» и др.) Эти книги и сейчас трудно купить – изданные небольшими тиражами, они расходятся почти мгновенно.
Журналистскому мастерству, приёмам и особенностям остросюжетной правовой публицистики учились у Ольги Чайковской журналисты «ЛГ», пришедшие ей на смену. Память об Ольге Георгиевне, воительнице правды и справедливости, навсегда будет с нами.
Выражаем соболезнования родным и близким О.Г. Чайковской.