Нередко всенародные опросы называют это сооружение самым красивым вокзалом России, хотя оно не так известно ценителям изящного зодчества, как, например, московские или ленинградские парадные железнодорожные ворота. Однако истина – вещь упрямая: вокзал в Иванове, созданный в начале 1930-х по проекту известного столичного архитектора-авангардиста Владимира Каверинского, на самом деле заслуживает наивысших оценок у тех, кто его видел.
Замысел нового – грандиозного – вокзала для российской текстильной столицы возник в начале 1929 года, когда вся страна повторяла три волшебных «-ция»: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Для Иванова в этой триаде главным, ключевым понятием был первый пункт. Город ткачих, в те годы стремившихся ставить рекорды промышленной производительности. Город, который в СССР славился как родина первого Совета рабочих депутатов, созданного ещё в 1905 году. Кроме того, Иваново – узловая железнодорожная станция Ярославского региона Северной железной дороги, поэтому в первой трети двадцатого столетия его даже нередко называли «третьей – пролетарской – столицей Советского Союза». Конечно, столь важному областному центру был необходим достойный вокзал.
Старая железнодорожная станция выглядела симпатично, однако там годами царила суматоха и толкотня. Её небольшое деревянное здание появилось в 1894 году, о чём свидетельствует надпись на башенке с резными карнизами. Старый ивановский вокзал напоминал нарядную и богатую сельскую избу. Рядом, как полагается, располагались водонапорная башня и депо. К счастью, приняв решение о строительстве нового вокзала, ивановцы сохранили и старый. Поэтому теперь оба здания – это памятники архитектуры, вехи железнодорожной истории, радующие глаз каждого ивановца или гостя города.
Ивановский – единственный крупный вокзал в России, построенный в прославленном конструктивистском стиле, популярном во всём мире. Сам термин появился в 1920 году, его зарождение связывают с творчеством художников Александра Родченко и Владимира Татлина. Они создавали индустриальное искусство. Аскетичная, строгая, почти лишённая украшательства, такая архитектура должна была прославлять «освобождённый труд». Никакого пышного декора! Выразительность достигалась динамикой простых конструкций, вертикалей и горизонталей, оригинальной пространственной композицией здания. И получались настоящие шедевры, которые навсегда вписаны в учебники по архитектуре. «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – «конструктивизм», – говорил Владимир Маяковский. Так вот Иваново стало настоящим заповедником этого ультрасовременного по тем временам поветрия. По количеству памятников конструктивистского зодчества город мог бы поспорить даже с Москвой. И к железной дороге индустриализаторы относились с понятным почтением: какая же промышленность без стальных магистралей? Поэтому вокзал должен был стать практически главным зданием города, его яркой визитной карточкой. И Каверинскому удалось выполнить это задание с блеском. Горожане с любопытством наблюдали за ходом огромного строительства, развернувшегося возле железной дороги. А после торжественного открытия гордились столь выразительным зданием, достойным большого города.
Чем уникальна воплощённая в камне мечта Каверинского? Вокзал, свободно вмещающий 2500 человек, визуально напоминает фабрику или огромный тепловоз, устремлённый в будущее. Архитектор виртуозно использовал динамику окон и витражей. Множество окон – квадратных, прямоугольных, круглых – создают образ здания. Это – лицо делового города, у которого нет времени на легкомысленные виньетки, но есть представление о гармонии, притягивающей взгляд и раскрывающей понятие золотого сечения. Главный вход украшен двумя полукруглыми эркерами по бокам. Они создают запоминающийся образ. В зале ожидания размещено красочное панно, изображающее сцену забастовки ткачей в 1905 году. Колонны в синем зале копируют узоры знаменитых ивановских ситцев. Между прочим, на момент открытия это был седьмой по размеру пассажирский комлекс в СССР! Поэтому ивановский вокзал не просто железнодорожная гавань, а дом-идея. Идея строгого величия промышленного края, столицей которого и стал бывший (до 1932 года) Иваново-Вознесенск…
Индустриализация шла своим чередом, ивановские заводы и фабрики выполняли планы первых пятилеток. Поезда надёжно и бесперебойно обеспечивали предприятия всем необходимым и развозили их продукцию по всему Советскому Союзу…
В наше время, после масштабной и бережной реставрации ивановского вокзала, творение Владимира Каверинского открылось во всём обаянии первоначального архитектурного замысла. Восстанавливать памятники конструктивизма очень непросто, но современным мастерам это удалось. Реконструкция подтвердила, что мы имеем дело с шедевром. Вокзал преобразился, стал настоящей достопримечательностью, привлекающей знатоков архитектуры, некоторые из них приезжают в Иваново только для того, чтобы увидеть этот потрясающий вокзал. После реставрации в одном из светлых и просторных его залов открыли арт-резиденцию. Слово иностранное, наверное, правильнее было бы назвать её просто выставочным залом. Но главное – вокзал живёт! Он не только принимает пассажиров, но и остаётся культурным центром, лицом города и области, напоминая о трудной, но и романтической индустриальной эпохе.
Так сейчас выглядит ивановский вокзал внутри