Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 июня 2022 г.
  4. № 23 (6837) (08.06.2022)
Станционный смотритель

Вокзал индустриализации

Мечта авангардиста превратилась в символ величия промышленного края

08 июня 2022
Наши дни. Фасад после реконструкции

Нередко всенародные опросы называют это сооружение самым красивым вокзалом России, хотя оно не так известно ценителям изящного зодчества, как, например, московские или ленинградские парадные железнодорожные ворота. Однако истина – вещь упрямая: вокзал в Иванове, созданный в начале 1930-х по проекту известного столичного архитектора-авангардиста Владимира Каверинского, на самом деле заслуживает наивысших оценок у тех, кто его видел.

 

Замысел нового – грандиозного – вокзала для российской текстильной столицы возник в начале 1929 года, когда вся страна повторяла три волшебных «-ция»: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Для Иванова в этой триаде главным, ключевым понятием был первый пункт. Город ткачих, в те годы стремившихся ставить рекорды промышленной производительности. Город, который в СССР славился как родина первого Совета рабочих депутатов, созданного ещё в 1905 году. Кроме того, Иваново – узловая железнодорожная станция Ярославского региона Северной железной дороги, поэтому в первой трети двадцатого столетия его даже нередко называли «третьей – пролетарской – столицей Советского Союза». Конечно, столь важному областному центру был необходим достойный вокзал.

Старая железнодорожная станция выглядела симпатично, однако там годами царила суматоха и толкотня. Её небольшое деревянное здание появилось в 1894 году, о чём свидетельствует надпись на башенке с резными карнизами. Старый ивановский вокзал напоминал нарядную и богатую сельскую избу. Рядом, как полагается, располагались водонапорная башня и депо. К счастью, приняв решение о строительстве нового вокзала, ивановцы сохранили и старый. Поэтому теперь оба здания – это памятники архитектуры, вехи железнодорожной истории, радующие глаз каждого ивановца или гостя города.

Ивановский – единственный крупный вокзал в России, построенный в прославленном конструктивистском стиле, популярном во всём мире. Сам термин появился в 1920 году, его зарождение связывают с творчеством художников Александра Родченко и Владимира Татлина. Они создавали индустриальное искусство. Аскетичная, строгая, почти лишённая украшательства, такая архитектура должна была прославлять «освобождённый труд». Никакого пышного декора! Выразительность достигалась динамикой простых конструкций, вертикалей и горизонталей, оригинальной пространственной композицией здания. И получались настоящие шедевры, которые навсегда вписаны в учебники по архитектуре. «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – «конструктивизм», – говорил Владимир Маяковский. Так вот Иваново стало настоящим заповедником этого ультрасовременного по тем временам поветрия. По количеству памятников конструктивистского зодчества город мог бы поспорить даже с Москвой. И к железной дороге индустриализаторы относились с понятным почтением: какая же промышленность без стальных магистралей? Поэтому вокзал должен был стать практически главным зданием города, его яркой визитной карточкой. И Каверинскому удалось выполнить это задание с блеском. Горожане с любопытством наблюдали за ходом огромного строительства, развернувшегося возле железной дороги. А после торжественного открытия гордились столь выразительным зданием, достойным большого города.

Чем уникальна воплощённая в камне мечта Каверинского? Вокзал, свободно вмещающий 2500 человек, визуально напоминает фабрику или огромный тепловоз, устремлённый в будущее. Архитектор виртуозно использовал динамику окон и витражей. Множество окон – квадратных, прямоугольных, круглых – создают образ здания. Это – лицо делового города, у которого нет времени на легкомысленные виньетки, но есть представление о гармонии, притягивающей взгляд и раскрывающей понятие золотого сечения. Главный вход украшен двумя полукруглыми эркерами по бокам. Они создают запоминающийся образ. В зале ожидания размещено красочное панно, изображающее сцену забастовки ткачей в 1905 году. Колонны в синем зале копируют узоры знаменитых ивановских ситцев. Между прочим, на момент открытия это был седьмой по размеру пассажирский комлекс в СССР! Поэтому ивановский вокзал не просто железнодорожная гавань, а дом-идея. Идея строгого величия промышленного края, столицей которого и стал бывший (до 1932 года) Иваново-Вознесенск…

Индустриализация шла своим чередом, ивановские заводы и фабрики выполняли планы первых пятилеток. Поезда надёжно и бесперебойно обеспечивали предприятия всем необходимым и развозили их продукцию по всему Советскому Союзу…

В наше время, после масштабной и бережной реставрации ивановского вокзала, творение Владимира Каверинского открылось во всём обаянии первоначального архитектурного замысла. Восстанавливать памятники конструктивизма очень непросто, но современным мастерам это удалось. Реконструкция подтвердила, что мы имеем дело с шедевром. Вокзал преобразился, стал настоящей достопримечательностью, привлекающей знатоков архитектуры, некоторые из них приезжают в Иваново только для того, чтобы увидеть этот потрясающий вокзал. После реставрации в одном из светлых и просторных его залов открыли арт-резиденцию. Слово иностранное, наверное, правильнее было бы назвать её просто выставочным залом. Но главное – вокзал живёт! Он не только принимает пассажиров, но и остаётся культурным центром, лицом города и области, напоминая о трудной, но и романтической индустриальной эпохе.


 30-Интерьер.jpg

Так сейчас выглядит ивановский вокзал внутри

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS