В начале двадцатого века на карте Российской империи прорезалась ещё одна транспортная артерия: с прибалтийскими портами соединилась Москва. Пассажирскую железнодорожную гавань для Московско-Виндавско-Рыбинской дороги по предложению именитых купцов Белокаменной решили построить у Крестовской заставы. В 1901 году в город-порт Виндава (ныне – Вентспилс) в торжественной атмосфере – с шампанским и танцами на платформе – отправился первый состав. С новенького щегольского вокзала, всем известного сейчас как Рижский.
Архитектором Виндавского (так он назывался первоначально) вокзала стал Станислав Бржозовский – уникальный мастер, чьим шедевром справедливо считается Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. Однако же каким разнообразным оказался талант этого зодчего! В Петербурге он создал идеальный образец модерна, а в Москве – спроектировал вокзальный терем, программное творение неорусского стиля. Три богато декорированных корпуса соединены крытыми переходами по первому этажу. Вглядываясь в его фасады, мы будто переносимся мысленно в XVII век, во времена царя Алексея Михайловича… Несколько лет назад возле вокзального здания установили бюст Бржозовского. Железные дороги не забывают своих лучших творцов – и это отрадно.
Бюст архитектора Станислава Антоновича Бржозовского возле здания Рижского вокзала в Москве
В начале XX века с Виндавского вокзала отходили поезда на Витебск, Варшаву и Гродно, в Курляндскую, Лифляндскую и Эстляндскую губернии. Сегодня даже трудно представить, что он когда-то считался одним из самых популярных и загруженных московских вокзалов. Его изображение часто красовалось на открытках. К этому можно добавить ещё два факта: вокзал славился комфортными залами для пассажиров, а для его освещения даже построили автономную электростанцию. Вокзал не раз менял имена. В 1930 году он стал Балтийским, с 1942‑го – Ржевским, а после войны, в 1946‑м, получил нынешнее название, к которому так привыкли москвичи, – Рижский. Такое же название носит и ближайшая станция метро, открытая в 1956 году. Да и наземным транспортом с Рижского вокзала можно быстро добраться во многие концы российской столицы.
В 1945 году Ржевский стал одним из вокзалов Победы. Там останавливались усыпанные цветами поезда, в которых фронтовики возвращались с западных рубежей. А вскоре отсюда в населённые пункты Подмосковья пошли и пригородные электрички, и в наше время вокзал наиболее востребован именно как «дачный»: с его платформ отправляются электропоезда в Волоколамск, Шаховскую, Павшино, Дедовск, Нахабино, Новый Иерусалим, Ржев, Княжьи Горы. Во второй половине ХХ века Рижский принимал и снаряжал немного скорых поездов, самым популярным маршрутом которых была, конечно, столица Латвии.
Проходя мимо этого вокзального здания, невозможно не остановиться, не полюбоваться затейливой архитектурой. Образ здания, образ города – как это важно! Он завоевал репутацию одного из самых тихих и, безусловно, самого аккуратного московского вокзала. Там – и в прежние десятилетия, и сегодня – по-прибалтийски чисто. Немудрено, что в конце концов красивую, но несуетливую железнодорожную пристань облюбовали кинематографисты. Она отменно сыграла роль Бернского вокзала в многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны», именно там Штирлиц покупал газеты – обратите внимание при очередном просмотре. Конечно, интерьеры загримировали «под заграницу» и под 1945-й.
6 мая 1983 года. Место съёмок – Рижский вокзал. Никита Михалков (проводник), Людмила Гурченко (Вера) и Олег Басилашвили (Рябинин) в фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих»
А в 1982 году Эльдар Рязанов снял Рижский в своей замечательной ленте «Вокзал для двоих». Там он сыграл роль уютного провинциального вокзальчика – главного и даже заглавного героя картины: на время съёмок Рижский получил новое название – Заступинск. Такого города на карте России не существует, это фантазия сценаристов. Колоритно показан и вокзальный ресторан, в котором, собственно говоря, работает официанткой главная героиня в исполнении Людмилы Гурченко.
Многие, как ни странно, не узнают в рязановском фильме хорошо знакомый вокзал: таково волшебство кинематографа, мы верим в городок Заступинск. А вообще эту картину, несмотря на некоторый сказочный флёр, можно рассматривать как энциклопедию советской железнодорожной жизни – многие детали схвачены там очень точно. Правда, авторы в нескольких эпизодах перемешали признаки разных эпох. Например, традиция кормить пассажиров во время стоянок поезда прервалась примерно в 1950-е годы, режиссёр помнил её по своей молодости. В 1980-е (действие фильма происходит именно в этот период) почти все поезда уже были оснащены вагонами-ресторанами. Но мы верим, что с героями фильма всё именно так и было.
Рижский несколько раз ремонтировали, бережно сохраняя его архитектурный облик. Над главным подъездом установили куранты, которые каждый час отбивали первые строчки из припева песни Раймонда Паулса «Вернисаж». В последние годы здесь расположился хорошо известный тысячам москвичей Детский центр ОАО «РЖД» – игротека «Паровозия». Там на радость детям и взрослым работает огромная игрушечная железная дорога. А уж сколько там железнодорожных игрушек и конструкторов – на всех хватит! Дети под присмотром преподавателей-аниматоров охотно занимаются строительством путей и вокзалов, выстраивают собственные магистрали. Словом, кипит бурная жизнь. Детский центр развития регулярно устраивает праздники и квесты, посвящённые железной дороге. В «Паровозию» приходят не только дети пассажиров, ожидающих поезда на Рижском вокзале, – это по-настоящему популярное место. Возможно, кто-то из нынешних шалунов, возводящих свою магистраль из деревянных блоков, когда-нибудь станет настоящим железнодорожником. Красоту и необходимость профессии постигают именно так – в игровой форме. Да ещё и в таком историческом месте – на старинном московском вокзале, признанном объектом архитектурного наследия. Наверное, на Рижском вокзале можно встретить и свою судьбу – как в фильме Рязанова. Но принадлежит он, конечно, не только двоим. Он – для всех.