Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июля 2022 г.
  4. № 27 (6841) (06.07.2022)
Станционный смотритель

Вокзал не только для двоих

Здесь Штирлиц покупал газеты, а Вера Николаевна была глупой женщиной

06 июля 2022
Рижский вокзал (до 1930-го – Виндавский, до 1942-го – Балтийский,  до 1946-го – Ржевский)


В начале двадцатого века на карте Российской империи прорезалась ещё одна транспортная артерия: с прибалтийскими портами соединилась Москва. Пассажирскую железнодорожную гавань для Московско-Виндавско-Рыбинской дороги по предложению именитых купцов Белокаменной решили построить у Крестовской заставы. В 1901 году в город-порт Виндава (ныне – Вентспилс) в торжественной атмосфере – с шампанским и танцами на платформе – отправился первый состав. С новенького щегольского вокзала, всем известного сейчас как Рижский.

 

Архитектором Виндавского (так он назывался первоначально) вокзала стал Станислав Бржозовский – уникальный мастер, чьим шедевром справедливо считается Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. Однако же каким разнообразным оказался талант этого зодчего! В Петербурге он создал идеальный образец модерна, а в Москве – спроектировал вокзальный терем, программное творение неорусского стиля. Три богато декорированных корпуса соединены крытыми переходами по первому этажу. Вглядываясь в его фасады, мы будто переносимся мысленно в XVII век, во времена царя Алексея Михайловича… Несколько лет назад возле вокзального здания установили бюст Бржозовского. Железные дороги не забывают своих лучших творцов – и это отрадно.

30-Бюст в кружок.jpg

Бюст архитектора Станислава Антоновича Бржозовского возле здания Рижского вокзала в Москве


В начале XX века с Виндавского вокзала отходили поезда на Витебск, Варшаву и Гродно, в Курляндскую, Лифляндскую и Эстляндскую губернии. Сегодня даже трудно представить, что он когда-то считался одним из самых популярных и загруженных московских вокзалов. Его изображение часто красовалось на открытках. К этому можно добавить ещё два факта: вокзал славился комфортными залами для пассажиров, а для его освещения даже построили автономную электростанцию. Вокзал не раз менял имена. В 1930 году он стал Балтийским, с 1942‑го – Ржевским, а после войны, в 1946‑м, получил нынешнее название, к которому так привыкли москвичи, – Рижский. Такое же название носит и ближайшая станция метро, открытая в 1956 году. Да и наземным транспортом с Рижского вокзала можно быстро добраться во многие концы российской столицы.

В 1945 году Ржевский стал одним из вокзалов Победы. Там останавливались усыпанные цветами поезда, в которых фронтовики возвращались с западных рубежей. А вскоре отсюда в населённые пункты Подмосковья пошли и пригородные электрички, и в наше время вокзал наиболее востребован именно как «дачный»: с его платформ отправляются электропоезда в Волоколамск, Шаховскую, Павшино, Дедовск, Нахабино, Новый Иерусалим, Ржев, Княжьи Горы. Во второй половине ХХ века Рижский принимал и снаряжал немного скорых поездов, самым популярным маршрутом которых была, конечно, столица Латвии.

Проходя мимо этого вокзального здания, невозможно не остановиться, не полюбоваться затейливой архитектурой. Образ здания, образ города – как это важно! Он завоевал репутацию одного из самых тихих и, безусловно, самого аккуратного московского вокзала. Там – и в прежние десятилетия, и сегодня – по-прибалтийски чисто. Немудрено, что в конце концов красивую, но несуетливую железнодорожную пристань облюбовали кинематографисты. Она отменно сыграла роль Бернского вокзала в многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны», именно там Штирлиц покупал газеты – обратите внимание при очередном просмотре. Конечно, интерьеры загримировали «под заграницу» и под 1945-й.

30-Кадр ТАСС 471674.jpg

6 мая 1983 года.  Место съёмок – Рижский вокзал. Никита Михалков (проводник), Людмила Гурченко (Вера) и Олег Басилашвили (Рябинин) в фильме Эльдара Рязанова  «Вокзал для двоих»


А в 1982 году Эльдар Рязанов снял Рижский в своей замечательной ленте «Вокзал для двоих». Там он сыграл роль уютного провинциального вокзальчика – главного и даже заглавного героя картины: на время съёмок Рижский получил новое название – Заступинск. Такого города на карте России не существует, это фантазия сценаристов. Колоритно показан и вокзальный ресторан, в котором, собственно говоря, работает официанткой главная героиня в исполнении Людмилы Гурченко.

Многие, как ни странно, не узнают в рязановском фильме хорошо знакомый вокзал: таково волшебство кинематографа, мы верим в городок Заступинск. А вообще эту картину, несмотря на некоторый сказочный флёр, можно рассматривать как энциклопедию советской железнодорожной жизни – многие детали схвачены там очень точно. Правда, авторы в нескольких эпизодах перемешали признаки разных эпох. Например, традиция кормить пассажиров во время стоянок поезда прервалась примерно в 1950-е годы, режиссёр помнил её по своей молодости. В 1980-е (действие фильма происходит именно в этот период) почти все поезда уже были оснащены вагонами-ресторанами. Но мы верим, что с героями фильма всё именно так и было.

Рижский несколько раз ремонтировали, бережно сохраняя его архитектурный облик. Над главным подъездом установили куранты, которые каждый час отбивали первые строчки из припева песни Раймонда Паулса «Вернисаж». В последние годы здесь расположился хорошо известный тысячам москвичей Детский центр ОАО «РЖД» – игротека «Паровозия». Там на радость детям и взрослым работает огромная игрушечная железная дорога. А уж сколько там железнодорожных игрушек и конструкторов – на всех хватит! Дети под присмотром преподавателей-аниматоров охотно занимаются строительством путей и вокзалов, выстраивают собственные магистрали. Словом, кипит бурная жизнь. Детский центр развития регулярно устраивает праздники и квесты, посвящённые железной дороге. В «Паровозию» приходят не только дети пассажиров, ожидающих поезда на Рижском вокзале, – это по-настоящему популярное место. Возможно, кто-то из нынешних шалунов, возводящих свою магистраль из деревянных блоков, когда-нибудь станет настоящим железнодорожником. Красоту и необходимость профессии постигают именно так – в игровой форме. Да ещё и в таком историческом месте – на старинном московском вокзале, признанном объектом архитектурного наследия. Наверное, на Рижском вокзале можно встретить и свою судьбу – как в фильме Рязанова. Но принадлежит он, конечно, не только двоим. Он – для всех.


Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS