Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 мая 2022 г.
  4. № 18 (6832) (04.05.2022)
Станционный смотритель

Вокзал Победы

Когда Родина-мать зовёт

04 мая 2022
Ансамбль Александрова на Белорусском вокзале. 1941 год. Художник Дмитрий Ананьев

Белорусский – один из самых узнаваемых московских вокзалов. Его нарядная архитектура с первого раза остаётся в памяти каждого, кто хоть однажды побывал на раскинувшейся перед ним площади Тверской заставы, неподалёку от исторического центра столицы.

 

Вокзал, являющийся западными воротами железнодорожной Москвы, часто менял название. Сначала – Смоленский, потом – Брестский. С 1912 года назывался Александровским. А с 1922‑го – Белорусско-Балтийским. Нынешнее наименование он носит с 1936 года.

Но наступило время, когда Белорусский вокзал стал по-настоящему историческим. Стал символом всенародного единения патриотов и защитников Родины. В течение нескольких месяцев начиная с лета 1941‑го в западном направлении отсюда ежедневно уходило до 80 воинских эшелонов. За годы Великой Отечественной с Белорусского вокзала были отправлены десятки тысяч железнодорожных составов. В основном – на фронт. Слёзы, прощания… Многим было не суждено вернуться домой, им, павшим героям, – честь и слава на все времена.

В первые же часы войны Василий Лебедев-Кумач написал стихи, хорошо известные каждому из нас: «Вставай, страна огромная…» Вскоре благодаря композитору Александру Александрову родилась песня, которая, без преувеличений, стала вровень с народным подвигом в той войне. При первых её аккордах невольно расправляются плечи… А Краснознамённый хор – полноправный соавтор песни.

Всенародная премьера «Священной войны» состоялась возле Белорусского вокзала.

Ветеран Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски Юрий Емельянов вспоминал те исторические минуты: «Сразу после напряжённой репетиции мы выехали на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид хорошо знакомого нам всем вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными; как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое обмундирование. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для нашего выступления. Поднялись мы на это возвышение, и у нас невольно зародилось сомнение: можно ли выступить в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио… Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает… С первых же тактов мы почувствовал, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слёзы, и это передалось нам – исполнителям. И у нас у всех тоже слёзы стояли в глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пели мы «Священную войну».

А затем великая песня стала гимном Великой Отечественной. Именно так – гимном сопротивления захватчикам. Трудно представить Победу без таких песен, в них точнее всего проявилось наше моральное превосходство над врагом. А слова её и сейчас затрагивают самые заветные душевные струны:

 

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой! –

 

И невозможно слушать эту песню сидя.

В первые недели 1941-го на Белорусском вокзале был вывешен и самый известный военный плакат «Родина-мать зовёт!» художника Ираклия Тоидзе. Это художественное высказывание не менее сильное, чем песня «Священная война». И ещё одно слагаемое победы, хотя и появился плакат в самые чёрные дни войны, когда Красная армия отступала… Глаза Родины-матери с тех пор навсегда – в душе каждого, кто видел этот плакат.

Как и вся Москва, как и вся страна, вокзал непоколебимо встречал врага. На его стенах есть ранения от немецких бомб и осколков. Но, как и вся страна, Белорусский выстоял.

Пришло время побед – долгожданное, выстраданное, завоёванное доблестью нашей армии. Не могло не прийти. В мае и летом 1945 года на Белорусский вокзал начали прибывать усыпанные цветами и украшенные знамёнами эшелоны с демобилизованными солдатами – из Берлина, из Кёнигсберга, из Праги. Играли баяны. И снова плакали женщины – только на этот раз от счастья. Московский перекрёсток с перроном и рельсами, уходящими далеко на Запад, стал центром внимания всего Советского Союза. Ведь воевала вся страна! Все ждали своих бойцов. И Белорусский вокзал смотрелся совсем иначе, чем в 1941-м. Тогда он провожал эшелоны величественно и сурово. А четыре года спустя, после первых майских дождей, вокзал выглядел празднично. Переполненный самыми счастливыми людьми на Земле, он стал местом надежды, местом встреч. И вокзалом Победы – на все времена.

С тех пор и навечно 9 Мая – главный день для нас. Всё лучшее, что было и будет в истории нашей страны, смешалось и объединилось в его палитре. У каждого из нас – личное отношение к этому празднику. Оно – в старых, потемневших, зернистых семейных фотографиях. Оно – в рассказах дедов и прадедов. Самые священные и близкие душе страницы истории – это 1945 год. Мы поверяем нашу совесть высокой планкой тех дней. Дотянуться до них не удаётся. Но смысл праздника в том, чтобы ощущать эту высоту. Ажурные башни Белорусского вокзала – они и сегодня парят над нами в московском небе.

9 мая с одной из платформ отправится поезд Памяти о Великой Отечественной, о Победе. А в самом Белорусском вокзале расположился небольшой, но интересный исторический музей, посвящённый военным и послевоенным годам. На перроне установлен памятник «Прощание славянки». И конечно, есть мемориальная доска в честь первого исполнения марша «Священная война».

С Днём Победы, наш фронтовой вокзал!

С Днём Победы, дорогие друзья!

30-Встреча 346_preview_wm.jpg

1945 год. Встреча после войны / Михаил Озерский / РИА новости

 

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS