Белорусский – один из самых узнаваемых московских вокзалов. Его нарядная архитектура с первого раза остаётся в памяти каждого, кто хоть однажды побывал на раскинувшейся перед ним площади Тверской заставы, неподалёку от исторического центра столицы.
Вокзал, являющийся западными воротами железнодорожной Москвы, часто менял название. Сначала – Смоленский, потом – Брестский. С 1912 года назывался Александровским. А с 1922‑го – Белорусско-Балтийским. Нынешнее наименование он носит с 1936 года.
Но наступило время, когда Белорусский вокзал стал по-настоящему историческим. Стал символом всенародного единения патриотов и защитников Родины. В течение нескольких месяцев начиная с лета 1941‑го в западном направлении отсюда ежедневно уходило до 80 воинских эшелонов. За годы Великой Отечественной с Белорусского вокзала были отправлены десятки тысяч железнодорожных составов. В основном – на фронт. Слёзы, прощания… Многим было не суждено вернуться домой, им, павшим героям, – честь и слава на все времена.
В первые же часы войны Василий Лебедев-Кумач написал стихи, хорошо известные каждому из нас: «Вставай, страна огромная…» Вскоре благодаря композитору Александру Александрову родилась песня, которая, без преувеличений, стала вровень с народным подвигом в той войне. При первых её аккордах невольно расправляются плечи… А Краснознамённый хор – полноправный соавтор песни.
Всенародная премьера «Священной войны» состоялась возле Белорусского вокзала.
Ветеран Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски Юрий Емельянов вспоминал те исторические минуты: «Сразу после напряжённой репетиции мы выехали на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид хорошо знакомого нам всем вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными; как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое обмундирование. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для нашего выступления. Поднялись мы на это возвышение, и у нас невольно зародилось сомнение: можно ли выступить в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио… Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает… С первых же тактов мы почувствовал, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слёзы, и это передалось нам – исполнителям. И у нас у всех тоже слёзы стояли в глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пели мы «Священную войну».
А затем великая песня стала гимном Великой Отечественной. Именно так – гимном сопротивления захватчикам. Трудно представить Победу без таких песен, в них точнее всего проявилось наше моральное превосходство над врагом. А слова её и сейчас затрагивают самые заветные душевные струны:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой! –
И невозможно слушать эту песню сидя.
В первые недели 1941-го на Белорусском вокзале был вывешен и самый известный военный плакат «Родина-мать зовёт!» художника Ираклия Тоидзе. Это художественное высказывание не менее сильное, чем песня «Священная война». И ещё одно слагаемое победы, хотя и появился плакат в самые чёрные дни войны, когда Красная армия отступала… Глаза Родины-матери с тех пор навсегда – в душе каждого, кто видел этот плакат.
Как и вся Москва, как и вся страна, вокзал непоколебимо встречал врага. На его стенах есть ранения от немецких бомб и осколков. Но, как и вся страна, Белорусский выстоял.
Пришло время побед – долгожданное, выстраданное, завоёванное доблестью нашей армии. Не могло не прийти. В мае и летом 1945 года на Белорусский вокзал начали прибывать усыпанные цветами и украшенные знамёнами эшелоны с демобилизованными солдатами – из Берлина, из Кёнигсберга, из Праги. Играли баяны. И снова плакали женщины – только на этот раз от счастья. Московский перекрёсток с перроном и рельсами, уходящими далеко на Запад, стал центром внимания всего Советского Союза. Ведь воевала вся страна! Все ждали своих бойцов. И Белорусский вокзал смотрелся совсем иначе, чем в 1941-м. Тогда он провожал эшелоны величественно и сурово. А четыре года спустя, после первых майских дождей, вокзал выглядел празднично. Переполненный самыми счастливыми людьми на Земле, он стал местом надежды, местом встреч. И вокзалом Победы – на все времена.
С тех пор и навечно 9 Мая – главный день для нас. Всё лучшее, что было и будет в истории нашей страны, смешалось и объединилось в его палитре. У каждого из нас – личное отношение к этому празднику. Оно – в старых, потемневших, зернистых семейных фотографиях. Оно – в рассказах дедов и прадедов. Самые священные и близкие душе страницы истории – это 1945 год. Мы поверяем нашу совесть высокой планкой тех дней. Дотянуться до них не удаётся. Но смысл праздника в том, чтобы ощущать эту высоту. Ажурные башни Белорусского вокзала – они и сегодня парят над нами в московском небе.
9 мая с одной из платформ отправится поезд Памяти о Великой Отечественной, о Победе. А в самом Белорусском вокзале расположился небольшой, но интересный исторический музей, посвящённый военным и послевоенным годам. На перроне установлен памятник «Прощание славянки». И конечно, есть мемориальная доска в честь первого исполнения марша «Священная война».
С Днём Победы, наш фронтовой вокзал!
С Днём Победы, дорогие друзья!
1945 год. Встреча после войны / Михаил Озерский / РИА новости