Преступность в России растёт с 30-х годов вне зависимости от того, что мы строим – коммунизм, капитализм или непонятно что… Тем не менее государство только уже в новейшей истории провело 14 (!) амнистий. А не ждёт ли нас ещё одна, к которой призывает Владимир Жириновский, тысяч на 150 осуждённых. С этим вопросом обозреватель «ЛГ» Игорь Маймистов обратился к доктору юридических наук, профессору кафедры уголовного права МГУ, заслуженному деятелю науки РФ, члену президиума Российского пенитенциарного общества Вячеславу СЕЛИВЁРСТОВУ.
– Основная цель амнистии – проявить милосердие. С общечеловеческих позиций амнистии нужны. Они свидетельствуют о гуманности государства. Другое дело, что часто ими маскируются совсем иные цели. Амнистия 53-го года тоже подавалась как гуманный акт, но всем было ясно, что удержать в повиновении за колючей проволокой такую массу осуждённых (около двух с половиной миллионов!) было невозможно.
Кстати, амнистия 53-го года к какому-то заметному всплеску преступности не привела, во всяком случае, достоверных научных данных на этот счёт нет. Времена были жёсткие. Преступников плодили голод и разруха. Иное дело при проведении отдельных амнистий в СССР в конце XX века, когда их главной целью являлась «разгрузка» исправительных учреждений. Тогда рецидив порой доходил до 50 процентов.
В демократической России амнистии были довольно скромные и к большому всплеску преступности не привели.
– Возможна ли широкая амнистия в настоящее время, как в 53-м году, которая коснулась бы большого числа людей, осуждённых не только за преступления небольшой степени тяжести, но и за тяжкие и особо тяжкие преступления?
– Я такой амнистии не поддерживаю, хотя в принципе не исключаю. Необходимо, чтобы совпало действие ряда факторов.
Первое – это рост численности осуждённых в местах лишения свободы. В последнее время эта численность снизилась: на 1 марта 2013 года в 737 колониях находятся чуть менее 580 тысяч осуждённых. Однако 115,2 тысячи содержатся в следственных изоляторах, причём эта численность растёт. К примеру, в Московской области следственные изоляторы сегодня переполнены аж на 66 процентов. Это означает, что эти лица после приговора, как правило, переместятся в колонии. Следует учитывать и тенденцию ужесточения ответственности за уголовные преступления: сколько же можно воровать из бюджета. Боюсь, что мы стоим в начале нового витка роста числа осуждённых.
Второй фактор вызван реформой госслужбы, в частности повышением зарплат персоналу пенитенциарных учреждений, которое идёт за счёт сокращения его численности. Недавно на коллегии директор ФСИН объявил, что в связи с таким сокращением произойдёт закрытие 170 колоний (!). Надо ведь помнить, что теперь охрана тюрем и колоний лежит не на внутренних войсках, как раньше, а на ФСИН. И если мы, как в недавнем прошлом, получим переполнение колоний, в том числе и за счёт поступления осуждённых из следственных изоляторов, вот вам и предпосылки для широкоформатной амнистии. Гуманностью будет прикрыта целесообразность.
– Вы только что вернулись из Казахстана, где также идёт реформа пенитенциарной системы и уже была проведена широкая амнистия. Для нас опыт соседей может быть полезен?
– Казахстан ещё четыре года назад занимал третье место в мире по числу осуждённых на 100 тысяч человек, а теперь он на 31-м месте. Ещё до проведения амнистии казахские власти ввели в свою практику службу пробации, а в настоящее время все ресурсы бросают на то, чтобы её расширить и обеспечить материальными ресурсами. Пробация – это система исполнения наказаний без изоляции от общества, она уже давно завоевала признание во многих странах мира. У нас же соответствующий законопроект Минюстом России кулуарно подготовлен, также кулуарно дорабатывается.
– А деньги на все эти пробации найдутся?..
– Расходы на службу пробации гораздо меньше, чем на содержание осуждённого за решёткой. Ясно, что это расходы на штат, помещения, на техническое обеспечение, в т.ч. электронные браслеты. Да и главное не в браслетах, их на всех осуждённых не наденешь, да и незачем это. Ведь у нас как часто бывает: поставят осуждённого или освобождённого на учёт, а в следующий раз видят его, только когда он придёт через три года сниматься с учёта.
Для полноценной ресоциализации необходимы и другие условия: строительство центров реабилитации с общежитиями для тех, у кого нет жилья. Работу предоставлять в обязательном порядке.
Вот в Красноярске и ряде других городов уже есть такой опыт. При освобождении человеку сразу на полгода даётся жильё, с работой помогают. Ну а если не смог за первые полгода найти жильё, продлят общежитие ещё на полгода. Потом, извини, брат, шевели плавниками сам.
– Где же застряла нынешняя реформа системы наказаний? В правительстве, в Госдуме, в администрации президента?
– Наша страна попала в жёсткую петлю неисполненных решений по реформе пенитенциарной системы: уголовное наказание в виде ареста не введено с 1997 года, нет средств на строительство арестных домов. Ограничение свободы с проживанием в исправительных центрах не было введено, опять же не нашлось денег на создание этих центров. Очень мало надежды, что с 1 января 2014 года в России появятся такие исправительные центры.
Вот три удавки из неисполненных решений у нас уже есть. Четвёртая предусмотрена в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года. В ней намечено перепрофилировать или построить 448 новых тюрем. Большинство колоний строилось в 50–60-е годы прошлого столетия. Лучшее средство перепрофилирования их в тюрьмы, да ещё в тюрьмы, соответствующие европейским стандартам (по семь квадратных метров на человека с отдельным санузлом, душевой, комнатой приёма пищи, комнатой подогрева пищи, спортивным залом и прочее), – сравнять с землёй эти колонии, а затем начать новую стройку.
– В таком случае почему бы не предположить, что массовая амнистия, которая сейчас, видимо, готовится, могла бы спасти положение, разгрузить колонии, снизить затраты и освободить необходимые средства для их вложения в реформу системы исполнения наказаний?
– А осуждённых отправить… на Гавайские острова?.. Чтобы провести масштабную амнистию, необходимы соответствующие условия, хотя бы созданная и обеспеченная в организационном, штатном и финансовом отношениях служба пробации. При ином подходе рецидив неминуем, места лишения свободы вновь наполнятся и достаточно быстро. Поэтому, если и проводить амнистию, то только в очень узких сегментах, как это и делалось в последние годы.