Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 октября 2021 г.
Культура Телеведение

Волны на экране и за его пределами

На берегу Чёрного моря в переменчивую погоду и в дискуссионной атмосфере прошёл 32-й «Кинотавр»

05 октября 2021
Режиссёр Николай Хомерики, получивший главный приз фестиваля

Разногласия вызвал первый же фильм конкурсной программы, «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова, в котором ближайшие родственники устраивают клюквенно-кровавую перестрелку из-за того, с кем жить родной для всех девочке – с матерью или с бабкой.

Кто-то счёл его оригинальным чёрным гротеском на больную тему семейного насилия, кто-то – длинной позднесоветской страшилкой на тему «мне мама в детстве выколола глазки».

Та же проблема с временем у «Дуная» – режиссёрского дебюта сценаристки Любови Мульменко. Молодая москвичка приезжает Белград, в первый же вечер отдаётся местному парню, зарабатывающему уличным жонглированием, и тусуется с ним до конца фильма, в котором, вопреки своим надеждам, обнаруживает, что не беременна. Ясно, что Мульменко стремилась сопоставить балканскую жизнь и балканский менталитет с их российскими аналогами, но сделала это так, что не всем удалось досидеть до конца картины, из которого апофеники вольны сделать обобщающий вывод, что союз южных и северных славян неплодоносен.

В вялости можно упрекнуть и опыт Николая Хомерики «Море волнуется раз». Другая молодая пара (Валерий Степанов + Ольга Бодрова, которой дали приз за лучшую женскую роль) приезжает в уединённый дом, где видит страшные сны, а затем встречает похожую пожилую пару, с помощью которой продолжает разбираться в своих отношениях. Снято культурно, но потратить два часа на то, что можно было бы обыграть за два десятка минут, решится не каждый. Тем не менее жюри «Кинотавра» во главе с Чулпан Хаматовой наградило «Море» главным призом, оставив в недоумении немало зрителей.

Ещё одно произведение этого ряда – «На близком расстоянии» Григория Добрыгина. Известная актриса в лице Ксении Рапопорт находит у своей двери потерявшего сознание разносчика еды, мигранта из Средней Азии, и запирает в отдельной комнате, чтобы, не подумайте плохого, он кого-нибудь не заразил. Опять преодоление одиночества, сопоставление полов, наций и потолков сознания, более изобретательное, чем в ранее названных работах, но с той же банальной моралью: все мы люди.

Нечто общее обнаруживается и в относительно динамичных фильмах конкурса. Вот «Подельники», игровой дебют документалиста Евгения Григорьева. Третья молодая пара (Елизавета Янковская и рекордсмен сезона Юрий Борисов, снявшийся в шести фильмах «Кинотавра») приезжает в родную деревню мужа, где почти на их глазах убивают соседа. Все знают, кто убийца, внутренне осуждают, но молчат, причём не из страха или круговой поруки, а потому что убийца свой, тогда как внешний мир – чужой и опасный. Молчит и десятилетний сын убитого, но при этом готовится отомстить негодяю (Павел Деревянко, приз жюри за лучшую мужскую роль). Кроме того, фильм выделяется непредсказуемым финалом и отсутствием явных аналогов в избранном жанре revenge movie.

Далее, «Общага» – режиссёрский дебют оператора Романа Васьянова по раннему роману Анатолия Иванова. Ещё один изолятор – студенческое общежитие образца 1984 (!) года. Кто бывал – сразу вспомнит. Всем заправляет комендантша (Юлия Ауг), завладевшая правом селить и выселять. При ней студент-фаворит и муж, изнасиловавший и доведший до самоубийства жиличку, вышедший сухим из воды благодаря комендантской крыше. Есть диссидент, безуспешно обличающий насильника, и прочие колоритные персонажи жилища, по-своему отражающего устройство российского государства.

hamatova450x300.jpg
Председатель жюри актриса Чулпан Хаматова и президент ОРКФ «Кинотавр» Александр Роднянский
ЕКАТЕРИНА ЧЕСНОКОВА / РИА НОВОСТИ


А вот «Молоко птицы» Евгения Марьяна – история 16-летнего наркокурьера из Молдовы в Приднестровье (тоже в своём роде изолят), решившего завязать со школой, семьёй и подельниками по доставке дури, то есть со всеми микросообществами, в которых ему по воле автора досталась роль мальчика для битья. Ещё более странно, что избиения героя, от которых испустил бы дух и втрое более сильный человек, довольно навязчиво отсылают зрителей к крестным мукам и последующему воскрешению.

Особняком в конкурсе оказались четыре картины. Запутанный коллаж Сергея Осепьяна «Портрет незнакомца», перемешавший условно реальных и воображаемых фигурантов позднесоветского времени – богемы, гэбни, агентов ЦРУ, диссидентов и валютных проституток. «Ничья» – полнометражный дебют Лены Ланских, рассказывающий о 14-летней девочке, родившей от сводного брата и попавшей во внутрисемейную изоляцию – дебют, получивший важный приз в Сан-Себастьяне, но никак не отмеченный жюри «Кинотавра». Историческая драма «Нуучча» Владимира Мункуева (приз жюри за режиссуру) по рассказу Вацлава Серошевского «Хайлак», смягчившая первоисточник, где подселённый к бесплодной якутской паре русский уголовник насилует и убивает жену героя, тогда как в киноверсии якут вешается, а якутка остаётся с русским и перспективой родить от него ребёнка, подарив ценителям якутского кино новый повод поговорить о постколониальном и постимперском синдромах.

И, в-последних1, «Капитан Волконогов бежал» Алексея Чупова и Наталии Меркуловой, самый яркий, прежде всего в цветовом плане, фильм конкурса, получивший высший рейтинг в зрительском голосовании, разделивший с «Нууччей» первое место в голосовании десяти критиков в журнале «Искусство кино» и удостоенный приза жюри за лучший сценарий. Время: конец самого изуверского в истории России 1937 года. Место: город Октябрьской революции 1917 года, через 20 лет вернувшейся к массовому террору, но при этом раскрашенный уличными росписями в стиле революционного авангарда 20-х годов (от которого в действительности почти ничего не осталось после нашествия сталинского неоклассицизма) и бьющий в глаза красными шароварами кромешников. Плюс ужасающе откровенная демонстрация «революционного права»: пускают в расход не за деяние и даже не за умысел, а за его возможность. Но всё как положено в правовом государстве: признание обвиняемого в подрывной деятельности, суд, приговор к высшей мере социальной защиты и пуля в основание черепа, как показывает молодым чекистам матёрый палач. Тем временем революция начинает пожирать своих отцов и детей, и к Волконогову является из преисподней расстрелянный друг с предупреждением, что не миновать ему ада, если не раскается и не выпросит прощение хотя бы у одной невинной жертвы. Здесь и начинается небывалый бег – бег от преследователей и погоня за ускользающей надеждой избежать огненной геенны. Хотя ноги «Капитана Волконогова» выросли не из голой земли, а из зёрен, посеянных «Чекистом» Александра Рогожкина и «Прорвой» Ивана Дыховичного в культурную почву, побеги которых воспитаны его авторами.

Виктор Матизен

1 О «Медее» Александра Зельдовича речь пойдёт в отдельной публикации.


Тэги: Виктор Матизен Кинофорум
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Две Зои из двух эпох

    69 голосов
  • Фантомные боли

    53 голосов
  • Синдром «ДАУ»

    45 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS