Очередной номер журнала «Русское искусство» посвящён предметам, наполняющим красотой повседневность и не позволяющим среди серых будней забыть, как прекрасен этот мир.
Произведения декоративно-прикладного искусства как часть повседневной жизни человека – тема поистине неисчерпаемая. Роскошные парадные сервизы и скромные чайные пары, монументальные вазы и изящные статуэтки, тканые гобелены и иконные оклады – нас окружает огромное количество вещей «двойного назначения», в которых утилитарность и изысканность сосуществуют в гармонии. «Королём» номера стал фарфор, многоликий и прекрасный. Хранитель коллекции керамики музея-усадьбы «Архангельское» Надежда Бережная в статье «Отражение изысканного вкуса» рассматривает, как со временем менялась его роль в интерьере. Из анналов Эрмитажа извлечена интереснейшая работа Людмилы Никифоровой об «отце русского фарфора» Дмитрии Ивановиче Виноградове. О бесценных хрупких раритетах рассказывают сегодняшний хранитель императорского фарфора в Эрмитаже Ирина Багдасарова и сотрудник Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника Ольга Васильева.
Ни один выпуск журнала не обходится без «путеводителя» по актуальным выставкам. Заведующая отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Третьяковской галереи Людмила Маркина представляет уникальный проект «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», куратором которого она является. Ещё одна незыблемая традиция – «портрет в интерьере», позволяющий читателю проследить хитросплетения судеб замечательных мастеров. Героями данного номера стали выдающийся эмальер Фёдор Рюкерт, трепетный художник Николай Фешин, скульптор Русского Севера Сергей Сюхин.
Редакция журнала всегда с отменным вкусом готовит к публикации искусствоведческие «детективы». На этот раз читателя ждут сразу три увлекательных «расследования». Главный редактор Елена Бехтиева поведает о счастливо обнаруженном портрете петербургского танцовщика и хореографа Ивана Вальберха кисти Боровиковского, до того известном лишь по фотографиям. Главный научный сотрудник отдела скульптуры ГТГ Ирина Красникова приведёт доказательства, на основании которых три фантастические вазы, созданные в Абрамцевских керамических мастерских, можно считать наследием Михаила Врубеля. Заместитель генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Александр Капусткин расскажет об атрибуции скульптуры – бюста Петра Врангеля работы известной в кругу русского зарубежья Клеопатры Беклемишевой.
Этот номер «Русского искусства» стал последним в жизни его учредителя и издателя, президента Фонда им. П.М. Третьякова и просто замечательного человека – Виктора Михайловича Бехтиева. Коллегам, друзьям и соратникам придётся продолжать начатое им уже без него, всегда помня: свет от угасшей звезды сияет во Вселенной, несмотря ни на что.
Виктория Пешкова