Специальный корреспондент «ЛГ» вернулся с Пушкинских торжеств в Крыму
Я не был здесь всего-то семь месяцев, но за это время много чего произошло. Перемены исторического масштаба.
Тогда, в конце прошлого октября, по дороге из Ялты в Симферополь сразу за Партенитом водитель Сергей остановил машину. «Люблю, – сказал, – здесь постоять». С площадки открывается действительно красивый вид. Памятная табличка напоминает, что на берегу расположен посёлок Пушкино, некогда Карасан. В старые времена здесь были имение графини Гагариной и летняя резиденция Раевских, куда наведывался Пушкин.
Сергею бы не за рулём сидеть, а экскурсии водить. Он любит свою землю.
– Знаете, всё не очень хорошо сохраняется. Но хоть имя у посёлка остаётся. С «Артека» при Ющенко с подачи его жены ордена посрывали. А это лишь память. Людей за труд отмечали. С Пушкиным пока так не получается... Хотя у нас он, как бы точнее сказать, замалчивается, что ли...
Поехали дальше. Сергей рассуждал о будущем, о том, что придут китайцы (контракт вот Янукович подписал), что, может, у властей дойдут руки до инфраструктуры, а не только до того, чтобы всё тут поделить среди своих.
Вдруг сказал в сердцах:
– У нас в Крыму всё есть. Нет только Путина! – и после паузы добавил: – Вам не понять!..
Уже в этой поездке я покупал в художественном салоне в Бахчисарае сувенир. Милая моложавая продавщица спросила, откуда я. И тут же горячо, по-женски затараторила, будто мы сто лет знакомы:
– Мне всё в Путине нравится! И как говорит, и жесты, всё-всё! И деньги русские мне нравятся! И все вы сами нравитесь! Приезжайте!
Она ещё не привыкла, что теперь все мы русские не только по языку, что «вы» и «мы» – теперь одно и то же.
По поводу «приезжайте»... Пока это сделать нелегко. На хорошо известных мне крымских дорогах редко попадаются автомобили с российскими номерами. Вдоль трасс стоят старые таблички с названиями населённых пунктов (на двух языках), а на машинах даже из правительственного автопарка украинские номера. Власти не до них, есть заботы серьёзнее. Это в Киеве, едва усевшись во властные кресла, вожди стали кричать, что отменят русский язык, хотя теперь вынуждены через силу вспоминать его. На южном побережье затишье, вечерняя Ялта без толкотни. Приятно, но многие местные остаются без приработка от сдачи жилья. И ждут, ждут гостей. Хватает и других проблем. Откуда же «энтузиазизм», как кто-то говаривал?
В Бахчисарае познакомился с генеральным директором Бахчисарайского историко-культурного заповедника Эльмирой Аблялимовой. Она на этом посту с 4 апреля. Молодая, энергичная, рассказывает о заповеднике так, что заслушаешься. У неё серьёзные планы. И первое – разработка концепции заповедника, ведь это не только красивый ханский дворец и знаменитый город пещер Чуфут-Кале, но и ещё 138 памятников. Само собой, есть объекты, связанные с именем Пушкина. Многие (как и кое-что в самом дворце) в плачевном состоянии. С 2011 года заповедник не подпитывается бюджетом – выживайте, мол, сами. Вроде бы правильно, рыночно, но как? Мог настать день, когда показывать в Бахчисарае стало бы нечего. Уже не один год средств на реставрацию, сохранность, развитие нет. Сейчас вроде бы дело медленно, с бюрократическими пробуксовками, но сдвигается в лучшую сторону.
Ждут в заповеднике и возврата бюджетного финансирования – хотя бы на какой-то период. Резоны есть. Ведь такие места по мере развития Крыма начнут окупаться, если будет за что платить. На оптимистический лад настраивают крепнущие связи с Республикой Татарстан, которая теперь шефствует над Бахчисарайским районом. «Уважаемые чиновники из Казани! – хочется прокричать. – Обратите внимание и на заповедник!» По крайней мере тут уже подготовили для Казани свои предложения на 2015 год по финансированию реставрации второго этажа ханского дворца. Остро стоит вопрос кадров – нужны квалифицированные специалисты, и они есть, готовы работать, но вопрос пока тонет в согласованиях.
Не только ханский дворец, многое можно потерять, если утопить проекты в море этих самых согласований! Да, спешка не нужна, всё надо точно оценить (и в Крыму люди это понимают), просчитать, определить приоритеты, ясно заявить о них. Но и проволочки не могут быть бесконечными.
Вообще экономические вопросы очевидно выходят на первый план. В Симферополе я разговорился с Вячеславом Никоновым, генеральным директором агентства недвижимости «КТН». Он без всяких оговорок считает, что Крыму несказанно повезло – спасся, как он выразился, от майданутого, правосекторского и олигархического беспредела.
– Трудностей много, – говорит он. – Лично я и не ожидал, что всё будет легко. Есть сложности с оплатой коммунальных услуг, есть проблемы в банковском секторе, цены поползли вверх. Зато порядок и спокойствие. Заметны сдвиги в работе полиции, коммунальных служб.
– Что особо беспокоит?
– Думаю, одна из самых больших проблем – чиновники. Они особо не спешат перестраиваться. По крайней мере добрая половина. Но есть изменения. На днях общался с руководством городской налоговой по просвещению риелторов Крыма в вопросах перерегистрации, налогообложения – очень понравились подходы, видна заинтересованность. Договорились о проведении бесплатного семинара.
– А что Украина? Какой она видится отсюда?
– Случается, люди у нас даже перестают общаться друг с другом на почве непонимания того, что происходит на Украине. С Украины же звонят, своё талдычат. Допустим, про Одессу несколько раз слышал, что там «всё неоднозначно»... Как может быть «неоднозначно», когда людей заживо спалили?! А Славянск? Город просто убивают! И никто не в ответе... Кстати, я заметил: люди, которые не согласны с тем, что происходит на Украине, но в чём-то поддерживают киевскую власть, говорят про это без нажима. Как бы забрасывают камешки – зондируют. То ли боятся высказываться, то ли не уверены в своей правоте. Но абсолютное большинство считает примерно так: «И в страшном сне не могло присниться, чтобы на Украине украинцы убивали украинцев...» Жалко Украину!..
Мы беседуем с Никоновым в скверике напротив Госсовета Крыма. Он кивает в его сторону:
– Видели ли бы вы, что тут у нас творилось в феврале! Я тоже был среди тех, кто стоял на защите референдума.
В этот момент по соседству с Госсоветом как раз открывали памятник Сергию Радонежскому, 700-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. В Крым из Москвы во главе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным (по его инициативе памятник и установлен) прибыли депутаты парламента России, общественники, писатели, учёные – целая делегация. Скульптору и архитектору Фёдору Паршину удалось создать из гранита и бронзы впечатляющую скульптуру, и место нашли хорошее. Памятник – это ещё и символ того, что континентальная Россия возвращается в Крым.
Спустя несколько часов в Ливадийском дворце, в том зале, где когда-то в феврале 1945-го совещались Сталин, Рузвельт и Черчилль, Сергей Нарышкин провёл заседание по учреждению Крымского отделения Российского исторического общества, которое он возглавляет.
Закончился 215-й день рождения Пушкина открытием в Ялте уже восьмого (и первого в новом статусе) Международного фестиваля «Великое русское слово». Меня особо впечатлил финал театрализованного пролога.
На экране над сценой цветущий сад, поют соловьи, к ним устремляются дети, и вдруг на них налетают чёрные птицы и птицы в перьях серого мышиного цвета вермахта. Вот-вот поглотят детей. Но навстречу им в их защиту надвигаются три – сначала едва различимые – полоски красного, белого, синего цвета, но быстро разворачиваются. И вот над сценой трепещет живой, яркий российский флаг! Зал подхватывается, скандируя: «Россия! Россия! Россия!»
Уже отправляясь с пушкинских торжеств в аэропорт, встретил старого знакомого, которого не видел лет десять. Это известный киевский журналист. Вообще-то я слышал, что он перебрался в эти края. «Да, – подтвердил он, – я теперь здесь. В Киев не собираюсь. Дышать там нечем».
Думается, теперь Пушкин не уйдёт из Крыма никогда, «Великое русское слово» будет здесь жить вечно.
СИМФЕРОПОЛЬ – БАХЧИСАРАЙ – ЛИВАДИЯ – ЯЛТА – МОСКВА