До 14 лет Афанасий Фет носил фамилию отца – богатого помещика Афанасия Шеншина. Как выяснилось позже, брак Шеншина и немки Шарлотты Фет был незаконным в России, так как они обвенчались только после рождения ребёнка. В один день юношу лишили фамилии, дворянства и даже русского гражданства. Отныне он должен был носить фамилию первого мужа матери – Иоганна Фета. Богатый наследник внезапно превратился в «человека без имени», сына безвестного иностранца.
Как впоследствии писал поэт, фамилия стала для него именем всех его страданий: «Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им – Фет».
В электронной коллекции Президентской библиотеки «Россия в лицах» в разделе «Деятели культуры и искусства» Афанасию Фету посвящена новая подборка документов, структура которой включает три части: «Биографические материалы», «Творчество» и «О творчестве».
Лирический поэт, автор всем известных строк «Я пришёл к тебе с приветом…», прожил насыщенную жизнь: сделал успешную военную карьеру, добился признания на литературном поприще, стал помещиком-землевладельцем, служил мировым судьёй… Разным периодам его биографии посвящена статья в журнале «Русский мир» (2011), опубликованная на портале Президентской библиотеки. Статья включает жизнеописание Афанасия Фета, выдержки из воспоминаний его современников, фотографии близких и знакомых, изображения мест, связанных с именем поэта, и другие интересные документы.
Лучше всех о себе рассказывает, конечно же, сам Афанасий Фет. Его мемуары представлены в издании «Мои воспоминания. 1848–1889», опубликованном в 1890 году и доступном сегодня пользователям по всему миру на портале Президентской библиотеки.
«Жизнь моя далеко не представляет безмятежности, – отмечает Фет в предисловии. – Мои воспоминания мне приятны скорее потому, что по словам Лермонтова „И как-то весело и больно/ Тревожить язвы старых ран“».
Эти воспоминания дают представление об основных событиях жизни поэта, его пристрастиях, домашнем и литературном окружении.
Афанасий Фет рассказывает о самых разных сторонах своей жизни. Это и охота, и «рыбная ловля подо льдом», и роскошные обеды у аристократов, когда «серебряныя блюда разносились ливрейною прислугою», и дружеские встречи, и дорожные впечатления.
В воспоминания Фета также вошли многочисленные письма к нему известных писателей Ивана Тургенева, Льва Толстого, а также очеркиста и переводчика Василия Боткина. Это не только дружеские послания, но и образцы эпистолярного жанра, интереснейшие биографические свидетельства.
В «Моих воспоминаниях» перед читателем предстают люди из разных слоёв общества середины XIX века. Вот что Фет писал, к примеру, о графине Кушелевой: «…была ещё писаная красавица, если только не в буквальном значении слова. Как я слышал, граф купил её у некоего К. за сорок тысяч рублей и, как видно, неразборчивая красавица, попавши из небогатой среды в миллионы, предалась необузданному мотовству. Говорили, что четыре раза в день модистки приезжали к графине с новыми платьями, а затем она нередко требовала то или другое платье и расстреливала его из револьвера».
А вот мы видим глазами поэта его кучера и слугу Ивана: «…при взгляде на его рябыя приподнявшияся скулы и слегка прижмуренные, смеющиеся серенькие глазки, я тотчас увидал, что с ним случилось что-либо курьёзное. <…> При этом он прибегнул к обычному своему жесту, которым выражал крайнее смущение и застенчивость: раздвинув пальцы рук, он, образуя как бы забрало, закрывал им глаза, хотя и продолжал смотреть в промежутки между пальцами».
«Мои воспоминания» можно назвать картиной целой эпохи, однако это произведение также помогает увидеть и понять своего создателя, почувствовать его настроение.
После многолетних усилий Афанасий Фет смог вернуть себе русскую дворянскую фамилию Шеншин. Как именно шла упорная борьба за имя, данное при рождении, можно узнать благодаря материалам Президентской библиотеки.
В подборку, посвящённую Афанасию Фету, в коллекции «Россия в лицах» вошли также прижизненные публикации стихов в журнале «Русский вестник» с 1863 по 1892 год, издания конца XIX – начала XX века: сборник «Историко-литературные очерки» (1895), «Заметки о Пушкине и других поэтах» (1897), «Критическое пособие: cборник выдающихся статей русской критики за 100 лет» (1913), современные исследования творчества поэта и многие другие материалы.