Человек необыкновенный. Помимо способности к рисованию обладал даром художественного слова. В аннотации к одной из своих книг К.Ф. Михаленко отмечает, что начал делать зарисовки акварелью ещё в годы войны. Однако настоящее увлечение живописью пришло позднее, в полярной авиации. И куда бы ни забрасывала его счастливая судьба, всюду он находил сюжеты для путевого альбома. Это был его дневник – документальная повесть о мужестве и мастерстве, о любви к выбранной профессии, о верности своему делу его товарищей по полярным экспедициям, о хороших, сильных и добрых людях, с кем полярный лётчик бок о бок работал многие годы. Это живописная поэма о воздухе и самолётах, о безбрежных и изумительно красивых просторах нашей Родины.
На выставке представлено более 100 работ, большая часть которых выполнена акварелью. Здесь и жанровые сценки освоения Северного и Южного полюсов, и пейзажи необъятных полярных просторов, и неугомонный птичий мир, и блестящая портретная галерея полярников, и работы на исторические темы.
Особую роль в организации выставки сыграл Союз художников России. По признанию народного художника СССР, почётного председателя СХР Валентина Михайловича Сидорова, он был восхищён художественным талантом лётчика. По словам мэтра российской живописи, наверное, сам Божий промысел способствовал тому, что именно к Дню Победы, именно на вышневолоцкой земле – этом крае вдохновения, исстари притягательном для художников, – «приземлились» искусство и личность удивительного человека. Человека, по-настоящему, от начала и до конца прошедшего горнило самой кровавой бойни XX века, – и ни одной царапины! Личность героическая. Про таких в народе говорят: «Бог поцеловал!» И это неслучайно – Бог берёг такого, особой одарённости человека.
Произведения Константина Фомича светятся удивительной силой вдохновения. Лётчик не рисовал просто так. Каждая работа вызывала у него какой-то особый восторг жизни. А без восторга, без чувства никакого искусства не будет. Будет ремесло, но не искусство. Будет всё – и отношение, и тональность, но не будет самого главного – чувства. Чувства, о котором когда-то хорошо сказал И.Н. Крамской: в работах других художников есть «деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в «Грачах» у А.К. Саврасова». Сказанное можно целиком отнести и к творчеству К.Ф. Михаленко. Как и его великий предшественник, он в самом простом и обыкновенном старался отыскать те интимные, глубоко трогательные черты, которые так сильно чувствуются в полярном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. Именно душа автора присутствует в каждом его произведении.
Творчество полярного лётчика адресовано людям, которым он доверяет, как на исповеди, свои чувства. Это признак подлинного мастерства. И это – главное в его творчестве. Он сохранял в себе детскую непосредственность взгляда на мир, тонко чувствовал природу, её силу и могущество, её дыхание, её гармонию. Выступал скорее не как покоритель Арктики и Антарктики, а как нераздельная часть природы, как сама природа. Неслучайно своих главных «героев» – будь то самолёт, ледокол, льдина или скала – он показывает крупным планом, так, будто сам автор присутствует среди них. Крупнокадровая композиция позволяет и зрителю войти в этот далёкий и такой близкий его сердцу мир, почувствовать свою сопричастность ему. Будучи человеком романтичным, и об этом прямо свидетельствуют его работы, К.Ф. Михаленко обладал главным свойством художника – способностью размышлять.
В июле с.г. выставка работ К.Ф. Михаленко пройдёт в Москве в Выставочном зале Союза художников России на Покровке.