Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Вот блог, а вот порог

01 января 2007

ЧИТАТЕЛЬ N.

Надежда ГОРЛОВА

Последние два года я по понятным всем мамам причинам читала исключительно детскую литературу.

Во взрослой за это время ничего не изменилось. Из литературного сада так и не выполоты сорняки «новая искренность», «супернаивность» и «непосредственность». А я почему-то надеялась, что мода на «наивно. Супер» уже закончилась. Если автор пишет спонтанно, безыскусно, как у себя в блоге, значит, это уже можно издать. Определённо, Интернет сместил представление о том, что есть литература, в сторону интимности. Я как-то привыкла к тому, что автор хочет сообщить читателю что-то «не о себе», что-то большее, чем он сам (а о себе лишь проговаривается). Теперь всё чаще автор хочет сообщить «о Себе» в размере подлинника, один к одному, а о Другом лишь проговаривается. «Маленький человек» стал автором. Из всего разнообразия качеств, которыми может быть наделено литературное произведение, предпочитаются названная выше «искренность» и пр. Если так пойдёт дальше и шире, то реалити-шоу заменят кинематограф. (И неважно, что реалити-шоу снимаются по сценарию, достаточно и «видимости» спонтанности.)

Почему это интересно читателю? Потому что «я тоже так могу»? Получается как бы не студенческая аудитория, где автор – профессор, читатели – студенты, а новогодняя ёлка, где все по очереди становятся на стул и что-нибудь рассказывают.

Но мне кажется, что на самом деле читателю это неинтересно. Просто мода такая. Это как ходить зимой с голым животом. Никому не нравится, а что делать, если сейчас все так носят?

Теории «новой искренности» лет десять, если не больше. Смысл её сводится к тому, что, когда авангард не преследуется государством, он становится «общим местом» и желающим самобытности некуда больше податься, как только в самокопание, рефлексию. Вот как писал об этом философ и художник Валерий Савчук: «Выбросы творческой энергии на этом этапе нонконформистского движения ориентируются на искреннее проживание коротких дистанций и локальных состояний… Искренность из психологической характеристики человека преобразуется в постинформационном искусстве в художественную стратегию… Вопрос об искренности – это вновь вопрос об истине, ведь подразумевается, что говорящий искренне говорит истину». Я бы уточнила. Не истину, а правду «коротких дистанций и локальных состояний», что по большому счёту может не иметь отношения к действительности. Например, человек в локальном состоянии временного умопомешательства может искренне сообщать, что он – Наполеон Бонапарт.

Собственно, это длинная преамбула к короткому разговору о двух недавно попавшихся мне книгах.

«Фабрика сновидений» Андрея Дуева в серии «Библиотека модной жизни». По жанру записки. Автор непринуждённо болтает о настоящем и прошлом России. Как бы с юмором (видно, что Зощенко когда-то читал), как бы интеллектуально (то Чехова процитирует, то Галича, то Платонова вспомнит, то Пазолини). Но юмор применяется уж так непосредственно, что мороз по коже: «Не знаю я и про то, чем гексоген отличается от тринитротолуола. Где применяется? Как эти взрывчатые боевые вещества оказываются в руках у тех, кто несколько лет назад взрывал по ночам дома, а проще говоря, жилые строения, обрывая тем самым жизнь спящих в этих строениях граждан? В чьих руках вообще находится жизнь всех наших граждан, то есть ваша, читатель, и моя, написавшего эти строки? Вопросы тёмные, вопросы тяжкие». Неужели нельзя было пассаж с тем же смысловым наполнением написать нормально, без попытки иронизировать? А интеллектуальность – поверхностна. «Вспомним теперь Аристотеля. Это был мужчина с незабываемо гибким умом. Великий грек». Неужели нельзя было вспомнить об Аристотеле ещё что-нибудь или лучше вообще ничего, упомянуть, раз контекст требует, – и без объяснений, без оригинальничанья, заурядно? Нельзя, конечно, ведь тогда не было бы этой «милой» наивности.

«Год ЖЖизни» Евгения Гришковца. Гришковец сам по себе – воплощение «новой искренности». Новая книга – это его блог в «Живом журнале». Обычно роман или рассказ, то есть «основное» автора, значительно отличается от его же «побочного» – писем, дневников, записок и т.п. Но только не у Гришковца. Его интернет-дневник мало отличается от книг. И там, и там – «искренность», которая так подкупает, что чувствуешь себя не читателем, а каким-то важным чиновником. Подкупает, чтобы скрыть: неточность, приблизительность, лень. Словом, халтуру и равнодушие. «Спектакли я играл в Театре имени Сундукяна, классика армянской драматургии и родоначальника национального театра, вроде нашего Островского». Выражение «армянский Островский» взято из «Литературной энциклопедии», как и все прочие скупые сведения о человеке, в театре имени которого играл Сам Гришковец. Вообще, кажется, стыдно в свою «художественную книгу» вставлять из словаря, но почему-то считается, что «искренность» это оправдывает. «…Ехал сначала по паустовско-пришвинским местам, а потом по тургеневским… Всё это располагает к воспоминаниям, размышлениям и сочинительству. Например, вчера сочинил ещё несколько лимериков: Жил эстет и гурман в Строгино. Днём он часто играл в домино. Ну а ночь без попкорна и без жёсткого порно он не мог пережить в Строгино». Может, стишок и милый, но при чём тут Паустовский, Пришвин и Тургенев? «Искренность» часто оказывается маскхалатом наглости, и когда она прёт сквозь небрежные швы – это раздражает. И у Дуева, и у Гришковца по тексту рассыпано много интересных фактов, историй, которые в «строгом» оформлении могли бы стать статьями или рассказами. Но поскольку «новая искренность» почти неразрывно связана с халтурой, то и форма аморфна. Понравилось бы злой волшебнице Сойдётитак из советской телесказки. Вообще почему я не люблю «искренность»? Она ворует время. Когда один искренне самовыражается, другие внимательно слушают (читают). Искренний, непосредственный человек может приятно и занимательно рассказывать, как он утром искал носки или варил яйцо на завтрак. Будет ли о чём вспомнить слушателям-читателям? Да, можно вспомнить, что время прошло приятно. Но не менее приятно проходит время, если лузгать семечки. Не хочу «искренних» книг. Пусть искренность живёт в Интернете. Вот те блог – вот те порог.

Обсудить в группе Telegram

Надежда Горлова

Поэт, прозаик, журналис... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS