Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Вот в чём вопрос!

01 января 2007

ДРАМЫ «КЛУБА ДС»

Сергей ТЮНИНАртисту Казачкину повезло, предел мечтаний любого лицедея – роль Гамлета, досталась ему, считай, сразу же после театрального училища. Умудрённый наставник напутствовал: «Ещё великий Евстигнеев говорил, что Гамлет сочетает в себе подвижность подростка с мудростью старца. С подвижностью подростка у тебя всё в порядке, а вот с мудростью старца намного хуже. Поэтому будешь слушать меня». И Казачкин слушал, слушал внимательно, раз от разу всё более вживаясь в трагическую роль мятежного принца.
Сменялись худруки, Офелии, Клавдии, Горации, Лаэрты, друзья, недруги, первые зрители Гамлета–Казачкина стали приводить на спектакли своих детей, а артист продолжал всё глубже вникать в суть образа и всё решительнее пытался отомстить вероломному злодею, влившему яд в ухо его отца. Неожиданно и самому Казачкину влили яд в уши. Это сделал новый главный режиссёр. Он говорил уважительно, но твёрдо: «Михаил Иванович, возраст стал мешать вам исполнять заглавную роль. Но было бы глупо с моей стороны не использовать ваш опыт, ваше тонкое понимание Шекспира, ваше глубокое проникновение в художественную ткань пьесы… Поиграйте Клавдия».
Не нужно было зубрить слова, не требовалось длительных перевоплощений. Казачкин вышел на сцену в роли Клавдия и снова был великолепен. Менялись Гамлеты, прислужники, Розенкранцы, Гильденстерны, а Клавдий–Казачкин кричал и кричал: «Не пей вина, Гертруда!» Кричал, пока не задрожал голос. Клавдий с дребезжащим голосом никуда не годился, и Казачкин сам попросил перевести его в Полонии.
И вот он уже таился за портьерой, ожидая неизбежного. С каждым разом стоять было всё тяжелее, болели ноги. «Скорей бы уж», – думал пожилой артист, слушая разговор Гамлета с матерью. Наконец крик: «Здесь крысы!» – и долгожданный, спасительный удар. Казачкин с удовольствием падал, переводя дух. «Прощай, вертлявый глупый хлопотун», – говорил Гамлет. «До свидания», – про себя откликался Казачкин–Полоний, загадывая следующее представление. А Гамлет всё продолжал бросать резкости матери. Казачкин с сожалением подмечал, что роль молодой исполнитель так и не понял. Он запыхался, заговорил быстрее, надрывнее. Первый учитель Казачкина, выпускник ещё той школы, наставлял: «Чтобы Гамлет не потонул в собственной трагичности, Шекспир сделал его циником. Он говорит пошлости Офелии, убив человека, он продолжает беседовать с матерью так, будто и не было рокового удара».
Роль Тени отца Гамлета пришла сама собой. Ходить было уже тяжело, а призрак, на счастье, был малоподвижен, да и обозначал себя по ходу действия нечасто. Говоря о геенне огненной, подсчитывая свои земные окаянства, Казачкин с удовлетворением отмечал про себя, что грехов на нём немного. Если плёл он интриги, то только на сцене, а что касается интрижек с молодыми актрисами, так с кем не бывало. В подсчётах своих Казачкин был недалёк от истины. Человеком он был не подлым, делу глубоко преданным, и если где и бросил тень на своё актёрство, то была это Тень отца Гамлета.
Пришло время – не стало и этой роли. Призрак–Казачкин истаял. О старейшем актёре стали поговаривать как об уходящей натуре, как об отработанном материале. Но он снова заставил говорить о себе. Хорошо зная, что череп бедного Йорика давно обветшал и прохудился, Казачкин завещал любимому театру свой череп. И не в качестве реквизита, а с обязательным указанием на афишах и программках: в роли черепа б.Йорика – заслуженный артист России М.И. Казачкин. Поставив свою подпись под соответствующим договором, мастер вспомнил некрасовское «всё, что мог, ты уже совершил» и отошёл навстречу неизвестности…
Когда гроб с телом артиста на руках вынесли из театра, раздались долгие аплодисменты. Хлопали в сухие, натруженные, пухлые ладони Офелии, Гертруды, солдаты, офицеры, гримёры, костюмёры, осветители и, конечно, три поколения зрителей.
Простились с Казачкиным тепло. Но ненадолго. Месяца не прошло, и он появился на сцене в своей новой ипостаси. Снова потянулись к театру поклонники Казачкина-артиста. Пришли и критики. Кто-то из них назвал обновлённый спектакль в целом неплохим, кто-то – посредственным. Было и такое мнение: «...действующие и злодействующие лица играли вяло, от них так и несло закулисной нежитью. Живее всех выглядел заслуженный артист М. Казачкин в роли черепа королевского шута. В свете софитов он просто блистал на сцене и, безусловно, во многом искупил очевидные промахи постановщика. Всем нам, живущим, задал в тот вечер Михаил Казачкин вопрос: а является ли смерть помехою для великого актёра?»

Андрей МУРАЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ИЗ ДОСЬЕ «КЛУБА ДС» 

Помимо «Гамлета» М.И. Казачкин посмертно исполнил роли в следующих спектаклях:
Л.Н. Толстой «Живой труп» (эпизод);
мюзикл Э.Л. Уэббера «Призрак оперы» (призрак);
С. Моэм «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу» (скелет);
О. Уайльд «Кентервильское привидение» (заглавная роль).

Обсудить на форуме

Обсудить в группе Telegram

Андрей Мурай

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS