Имена выдающихся композиторов и архитекторов, музыкантов и учёных веками хранятся в летописи культуры. Любой увлечённый театром человек легко назовёт десятки имён режиссёров и актёров, создавших славу отечественной сцены: Волков, Щепкин, Комиссаржевская, Мейерхольд, Грибов, Товстоногов, Ефремов, Евстигнеев, Табаков…
Олег Павлович Табаков – великий актёр современности, с его именем связаны годы расцвета «Современника» и МХТ. Блестящие образы, созданные Табаковым в кино и на сцене, не устарели; ученики мастера входят в число лучших артистов страны, возглавляют известные театры.
Театр «У Никитских ворот» посвятил памяти Табакова свою премьеру. Художественный руководитель театра народный артист РФ Марк Розовский вновь обратился к пьесе английского драматурга Питера Шеффера «Амадей», которую в 1983 году поставил на сцене МХАТа по предложению Олега Ефремова. Именно Розовский «привёл» Табакова в качестве кандидата на роль Сальери. Этот сложный образ Олег Павлович бессменно воплощал более 30 лет. Те, кому посчастливилось видеть «Амадея» на мхатовской сцене, помнят, как великолепен был в своём отрицательном обаянии Табаков-Сальери, как быстро он преображался, как ловко манипулировал окружающими, как логично выстраивал свою линию борьбы с «праздным гулякой» Моцартом.
Спектакль прожил счастливую долгую жизнь, был любим зрителями, обласкан критиками. Почему же Розовский обратился к «Амадею» вновь? На пресс-конференции, посвящённой премьере, он подчеркнул, что нынешняя постановка – это новое прочтение пьесы Шеффера. Много лет прошло со времени первой постановки, другими стали страна и общество, проповедующее иные не только нравственные, но и материальные ценности. Как изменился взгляд на извечный конфликт посредственности и таланта? Как время расставляет акценты в противоборстве сальеризма и моцартианства? Задумывая новую постановку «Амадея», Марк Розовский, безусловно, хотел отдать и дань уважения Олегу Табакову, работу с которым до сих пор вспоминает с большим удовольствием.
Внешне спектакли выглядят похоже. Это сделано, скорее всего, намеренно. Не случайно Розовский пригласил в качестве сценографа и художника по костюмам Аллу Коженкову, прославленного театрального мастера, создавшего декорации и к первому «Амадею». Отсылкой к мхатовской версии можно считать и сохранённое почти без изменений музыкальное оформление спектакля (Василий Немирович-Данченко и Марк Розовский), в котором звучат фрагменты произведений и Моцарта, и Сальери. Воздействие музыки на зрителя усиливает изысканное световое оформление (Ирина Вторникова). Театр Сальери, в котором мы видим юного гения Амадея искажённым взглядом завистника, разворачивается на изящном, роскошно-красивом фоне.
Созданный заслуженным артистом России Александром Масаловым образ Сальери ни в коем случае не калька. Актёр использовал свою гамму красок, свой жизненный опыт и внутренний потенциал. Это великолепная психологическая работа, которая захватывает полностью. Его Сальери – мощный, умный, беспощадный – покоряет. Впечатление усиливает актёрский ансамбль, где каждая роль исполнена очень точно. Хочется отметить Игоря Скрипко в роли Моцарта. Молодому актёру удалось справиться со сложнейшим образом: мальчишество с шутками на грани дозволенного и искренность, граничащая с хамством, переплетаются с глубокими страданиями и творческим исступлением. Констанция в исполнении Николины Калиберды безмятежна и мила, но отнюдь не проста. Особенной удачей актрисы можно назвать финальную сцену, в которой она объясняет, каким образом устанавливает расценки на партитуры мужа. Расчётливая бизнесвумен делится со зрителями опытом ценообразования… Народный артист РФ Валерий Шейман создал поистине «шампанский» образ императора Иосифа. Часто произносимая им с разными интонациями фраза «Будут праздники и фейерверки!» – готовый мем! Очень убедителен Александр Лукаш в образе графа фон Штрека, но ему явно не хватает пространства для игры! Особенная удача спектакля – «ветерки». От них зависит атмосфера на сцене, лёгкая и шутливая в начале и мрачная и трагическая в конце. Молодые актёры полностью справляются со своей задачей и радуют идеальным взаимодействием и грацией.
Иван Валентинов