Новая экспозиция – большое событие в культурной жизни Москвы. И связано это не только с тем, что Илья Остроухов занимает в ней особое место, но и с самой историей города. Выставка погружает нас в прошлое столицы, возвращая кусочек старой Москвы: мы переносимся в те времена, когда дом №17 в Трубниковском переулке был не только удивительным частным музеем, но и центром притяжения для выдающихся деятелей культуры.
Создатели выставки с большой любовью и вниманием по крупицам восстанавливали его обстановку, включая уникальную коллекцию предметов искусства. Почти сто лет спустя картины из собрания Остроухова – работы Валентина Серова, Василия Сурикова, Архипа Куинджи, Карла Брюллова, Василия Поленова, Исаака Левитана – вернулись в «родной» дом… Некоторые из них даже заняли своё историческое место.
Например, иконы из коллекции Остроухова разместились на втором этаже, в «иконном зале», как было при хозяине особняка. Примечательно, что их Илья Остроухов начал собирать, когда за плечами у него было уже 26 лет коллекционерского стажа. Богатейшую коллекцию удалось составить всего за 4 года. Сам Остроухов писал об этом так: «Увлекаюсь до невозможности собирательством икон, последние гроши плачу, но не могу удержаться: на сущий клад напал…»
Частично воссоздан и интерьер портретной комнаты: расположение картин и мебели полностью повторяет обстановку комнаты при хозяине дома в Трубниковском переулке – восстановить её удалось по фотографии, которая висит тут же: смотрите, сравнивайте…
Но самое главное – удалось воссоздать атмосферу, царившую в этом доме при Остроуховых: творческую, дружественную, гостеприимную. Гостям особняка посвящён отдельный зал, но документы, связанные с друзьями коллекционера, постоянно бывавшими в этом доме, представлены по всей экспозиции. Например, пожелтевшие листы, на которых карандашом начертаны шуточные стихи ко дню рождения Остроухова:
Ура! Ура! Ура!
Да здравствует Илья!
Хотя стих и неточен,
Зато восторга много очень –
так поздравил виновника торжества Василий Поленов.
Впрочем, бывали в этом гостеприимном доме в разные годы не только художники, но и литераторы: Афанасий Фет, Валерий Брюсов, Владимир Гиляровский. Навещал хозяина и Фёдор Шаляпин, живший неподалёку, а потом они провожали друг друга: сначала Илья Семёнович – Фёдора Ивановича, потом – наоборот, и так – до самого утра…
Но, конечно, в центре экспозиции – личность и судьба самого Ильи Остроухова. Каждый зал последовательно рассказывает о различных гранях его личности: сперва мы знакомимся с Остроуховым-художником, затем заражаемся его страстью к коллекционированию, узнаём о его работе в Третьяковской галерее, о формировании собственного музея и последних годах жизни… Отдельный зал посвящён роли Остроухова в создании памятника Николаю Гоголю.
Как и всегда в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля, каждый экспонат сопровождается табличкой с подробным описанием. Так что внимательный посетитель может узнать множество интересных подробностей. Например, о том, что начало уникальной коллекции положил этюд Василия Поленова для картины «На лодке в парке»: Остроухов накопил для её приобретения 50 рублей, но художник не взял с него денег. О расценках на картины, кстати, тоже можно получить представление – коллекционер отличался исключительной аккуратностью в записях.
По признанию куратора выставки Ольги Залиевой, изначально в задумку создателей входило несколько инсталляций и интерактивных элементов, но в итоге их вытеснили оригинальные предметы. Впрочем, одна инсталляция всё же осталась: в зале, посвящённом работе Остроухова в Третьяковской галерее, в художественном беспорядке расставлены стулья и высокая деревянная стремянка – так же, как они запечатлены на одном из архивных снимков, висящем на стене. Стремянка, к слову, тоже «с историей» – из мастерской Веры Мухиной.
К выставке выпущен также каталог, ставший результатом межмузейного сотрудничества, и информативный буклет об истории Дома И.С. Остроухова в Трубниках. Подготовлена и обширная программа мероприятий, с которой можно ознакомиться на сайте Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля. Тематические экскурсии, кураторские показы, лекции и творческие вечера позволят москвичам поближе познакомиться и с самим Ильёй Остроуховым, и с его замечательным домом, под крышей которого снова царит неповторимая гостеприимная и творческая атмосфера.
Куратор выставки Ольга Залиева провела экскурсию
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ольга Залиева, куратор выставки:
– В этом доме Илья Остроухов прожил 40 лет – с 1889 по 1929 год. Он принадлежит к числу совершенно несправедливо забытых деятелей культуры, а ведь он был одним из самых влиятельных людей в художественной жизни Москвы начала ХХ века. Нам хотелось показать колоссальный масштаб этой личности. Но, поскольку он был человеком необыкновенно одарённым, разносторонним, мы остановились на трёх главных аспектах его деятельности: занятие живописью, коллекционирование, музейная работа.
Директор ГМИРЛИ имени В.И. Даля Дмитрий Бак на торжественном открытии выставки
В ТЕМУ
Выставка приурочена к 100-летию официального открытия Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова. Партнёры проекта – крупнейшие музеи, архивы и фонды: Государственная Третьяковская галерея, Российский государственный архив литературы и искусства, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Фонд Валентина Серова.
«Старая Москва звала его просто «Ильёй Семёновичем», без фамилии, словно никакой фамилии у него не было. Это особая, исконная российская честь, означавшая, что другого человека с таким именем-отчеством не существует, а этого, единственного, должен знать всякий. Он делил в собирательстве это отличие только с «Павлом Михайловичем» – с самим Третьяковым...»
Абрам Эфрос