Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 сентября 2020 г.
  4. № 38 (6753) (23.09.2020)
Спецпроекты ЛГ

Возвращение в Трубники

В ГМИРЛИ имени В.И. Даля открылась выставка «Илья Остроухов: художник, коллекционер, музейщик»

23 сентября 2020
Воссозданный интерьер портретной комнаты

Новая экспозиция – большое событие в культурной жизни Москвы. И связано это не только с тем, что Илья Остроухов занимает в ней особое место, но и с самой историей города. Выставка погружает нас в прошлое столицы, возвращая кусочек старой Москвы: мы переносимся в те времена, когда дом №17 в Трубниковском переулке был не только удивительным частным музеем, но и центром притяжения для выдающихся деятелей культуры.

Создатели выставки с большой любовью и вниманием по крупицам восстанавливали его обстановку, включая уникальную коллекцию предметов искусства. Почти сто лет спустя картины из собрания Остроухова – работы Валентина Серова, Василия Сурикова, Архипа Куинджи, Карла Брюллова, Василия Поленова, Исаака Левитана – вернулись в «родной» дом… Некоторые из них даже заняли своё историческое место.

Например, иконы из коллекции Остроухова разместились на втором этаже, в «иконном зале», как было при хозяине особняка. Примечательно, что их Илья Остроухов начал собирать, когда за плечами у него было уже 26 лет коллекционерского стажа. Богатейшую коллекцию удалось составить всего за 4 года. Сам Остроухов писал об этом так: «Увлекаюсь до невозможности собирательством икон, последние гроши плачу, но не могу удержаться: на сущий клад напал…»

Частично воссоздан и интерьер портретной комнаты: расположение картин и мебели полностью повторяет обстановку комнаты при хозяине дома в Трубниковском переулке – восстановить её удалось по фотографии, которая висит тут же: смотрите, сравнивайте…

Но самое главное – удалось воссоздать атмосферу, царившую в этом доме при Остроуховых: творческую, дружественную, гостеприимную. Гостям особняка посвящён отдельный зал, но документы, связанные с друзьями коллекционера, постоянно бывавшими в этом доме, представлены по всей экспозиции. Например, пожелтевшие листы, на которых карандашом начертаны шуточные стихи ко дню рождения Остроухова:

Ура! Ура! Ура!
Да здравствует Илья!
Хотя стих и неточен,
Зато восторга много очень –

так поздравил виновника торжества Василий Поленов.

Впрочем, бывали в этом гостеприимном доме в разные годы не только художники, но и литераторы: Афанасий Фет, Валерий Брюсов, Владимир Гиляровский. Навещал хозяина и Фёдор Шаляпин, живший неподалёку, а потом они провожали друг друга: сначала Илья Семёнович – Фёдора Ивановича, потом – наоборот, и так – до самого утра…

Но, конечно, в центре экспозиции – личность и судьба самого Ильи Остроухова. Каждый зал последовательно рассказывает о различных гранях его личности: сперва мы знакомимся с Остроуховым-художником, затем заражаемся его страстью к коллекционированию, узнаём о его работе в Третьяковской галерее, о формировании собственного музея и последних годах жизни… Отдельный зал посвящён роли Остроухова в создании памятника Николаю Гоголю.

Как и всегда в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля, каждый экспонат сопровождается табличкой с подробным описанием. Так что внимательный посетитель может узнать множество интересных подробностей. Например, о том, что начало уникальной коллекции положил этюд Василия Поленова для картины «На лодке в парке»: Остроухов накопил для её приобретения 50 рублей, но художник не взял с него денег. О расценках на картины, кстати, тоже можно получить представление – коллекционер отличался исключительной аккуратностью в записях.

По признанию куратора выставки Ольги Залиевой, изначально в задумку создателей входило несколько инсталляций и интерактивных элементов, но в итоге их вытеснили оригинальные предметы. Впрочем, одна инсталляция всё же осталась: в зале, посвящённом работе Остроухова в Третьяковской галерее, в художественном беспорядке расставлены стулья и высокая деревянная стремянка – так же, как они запечатлены на одном из архивных снимков, висящем на стене. Стремянка, к слову, тоже «с историей» – из мастерской Веры Мухиной.

К выставке выпущен также каталог, ставший результатом межмузейного сотрудничества, и информативный буклет об истории Дома И.С. Остроухова в Трубниках. Подготовлена и обширная программа мероприятий, с которой можно ознакомиться на сайте Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля. Тематические экскурсии, кураторские показы, лекции и творческие вечера позволят москвичам поближе познакомиться и с самим Ильёй Остроуховым, и с его замечательным домом, под крышей которого снова царит неповторимая гостеприимная и творческая атмосфера.

Куратор выставки Ольга Залиева провела экскурсию
Куратор выставки Ольга Залиева провела экскурсию 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ольга Залиева, куратор выставки:

– В этом доме Илья Остроухов прожил 40 лет – с 1889 по 1929 год. Он принадлежит к числу совершенно несправедливо забытых деятелей культуры, а ведь он был одним из самых влиятельных людей в художественной жизни Москвы начала ХХ века. Нам хотелось показать колоссальный масштаб этой личности. Но, поскольку он был человеком необыкновенно одарённым, разносторонним, мы остановились на трёх главных аспектах его деятельности: занятие живописью, коллекционирование, музейная работа.

Директор ГМИРЛИ имени В.И. Даля Дмитрий Бак на торжественном открытии выставки
Директор ГМИРЛИ имени В.И. Даля Дмитрий Бак на торжественном открытии выставки


В ТЕМУ

Выставка приурочена к 100-летию официального открытия Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова. Партнёры проекта – крупнейшие музеи, архивы и фонды: Государственная Третьяковская галерея, Российский государственный архив литературы и искусства, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Фонд Валентина Серова.

«Старая Москва звала его просто «Ильёй Семёновичем», без фамилии, словно никакой фамилии у него не было. Это особая, исконная российская честь, означавшая, что другого человека с таким именем-отчеством не существует, а этого, единственного, должен знать всякий. Он делил в собирательстве это отличие только с «Павлом Михайловичем» – с самим Третьяковым...»

Абрам Эфрос 


Тэги: Литературный музей Дмитрий Бак Галкина Валерия ГМИРЛИ имени ВИ Даля Илья Остроухов
Обсудить в группе Telegram

Валерия Галкина

Журналист, литературный редактор. Родилась в 19... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На обочине споров

    12.01.2022
  • Скорая языковая помощь

    17.11.2021
  • Быть равным себе

    22.06.2021
  • Главное в его жизни

    18.05.2021
  • Утончённый разум

    30.03.2021
  • Придумать и осуществить судьбу

    55 голосов
  • Против беспамятства

    37 голосов
  • Дожить до исповеди

    34 голосов
  • Не прожить без правды сущей

    32 голосов
  • «За художественную силу и цельность…»

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS