Иногда полезно проверять свои прогнозы. Встреча президента Владимира Путина с американским коллегой Джозефом Байденом опровергла предсказания большинства российских экспертов и политиков, и мои в том числе. Помните, перед вступлением Байдена в должность все сходились в том, что будет плохо, как при Трампе, только ещё хуже?
А получилось – ирония политики, – что Байден в двусторонних отношениях сделал всё и больше того, что Москва некогда ожидала от Дональда Трампа. Параллельно наша пропаганда глумилась над Байденом с особой несдержанностью.
Саммит выполнил главную задачу: восстановил диалог и надежду на нормальные отношения между державами, когда лидеры государств и их министры общаются по острым и актуальным вопросам.
Кто-то скажет: да зачем вообще с Вашингтоном разговаривать – всё равно они нам враги и ни о чём не договоримся. Нужно, друзья, нужно. Во-первых, даже конфликт требует управления. И общение тем важнее, чем острее противоречия. Во-вторых, одна из главных функций ответственных держав, какой является Россия, – поддержание мира в управляемом состоянии. Иначе будет как на пороховой бочке, а это плохо для развития нашей страны. В-третьих, множество других стран ориентируются на характер отношений США с Россией и следуют в их ключе. Наконец, есть такая профессия – дипломатия, и она призвана регулировать конфликты. А для военных основная задача – не доводить до войны, разубедить противника имеющейся силой, если гражданская дипломатия не помогает.
Саммит удивил конструктивным тоном. И широтой повестки: от ожидаемых контроля над вооружениями, Украины и Навального до Арктики и кибербезопасности, Китая, ядерной сделки Ирана и даже налогов на международные корпорации и многого другого – для первой встречи очень насыщенно. Вопросы кибербезопасности особо важны, поскольку немалая часть угроз переместилась именно сюда. И послы возвращаются к местам пребывания.
Ещё больше пришлось удивляться словам президента Путина про коллегу: Байден «делает всё искусно», «выглядит бодро», «полностью в материале». Более того, по мнению Путина, «его образ, который рисуют СМИ, ничего общего не имеет с действительностью». Чем фактически перечеркнул российскую пропаганду по США за последние годы.
Стоит ли ожидать потепления отношений с Америкой? Нет, речь идёт не о потеплении, а о, собственно, наличии отношений и постоянного диалога. Значит, острые вопросы станут обсуждаться специалистами и разногласия будут под контролем. То есть Россия и США лишь возвращаются к традиционной дипломатии, но и это в сегодняшнем одичавшем мире – прогресс и успех.
Что дальше? Диалог не будет лёгким, США не прекратят перманентное давление на Россию по всем фронтам – они давят на всех и везде. Но притормаживают перед преградами, и это задача России – чертить «красные линии» и действовать инициативно.
До саммита в этой колонке обсуждался вопрос: станет ли Джо Байден «нашим», если нормализует двусторонние отношения. Ответ был – нет. Да и остаётся таким, поскольку наряду с конкуренцией США и России, точнее, межкапиталистическими противоречиями, сегодняшние власти двух стран ведут идеологическое противостояние – между либералами и консерваторами. Поэтому «либеральный» Джо для «консервативной» Москвы не будет «наш», и главные интересанты консерватизма в России могут даже вставлять палки в колёса двустороннего диалога.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции
Вероника Крашенинникова, политолог