Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 ноября 2024 г.
  4. № 44 (6956) (06.11.2024)
Общество

Возвышенное и суетное

Нужен ли поучительному сюжету гротеск

08 ноября 2024

Сергей Небренчин. Война под солнцем: тетралогия. – 2 е изд., перераб. и доп. – М.: МСАН, 2022. – 536 с.

Сергей Полторак. Alma-матерь: роман. – СПб.: Полторак, 2024. – 305 с.

Значительную часть обсуждаемых сегодня (по крайней мере, в Петербурге) книг можно условно развести по доминирующему идейно-содержательному подходу. Это прежде всего осмысление собственной судьбы в привязке к жизни своего поколения. Другой подход характеризует стремление к эпичности – в вариантах обращения к целой эпохе или исследования социально значимого явления.

Сегодня речь пойдёт о втором подходе. Мы о двух непохожих книгах, изданных литераторами с необычной судьбой. Это «Война под солнцем» москвича Сергея Небренчина и «Alma-матерь» петербуржца Сергея Полторака. Внимание к этим авторам обусловлено, прежде всего, формальной схожестью их жизненного пути. Оба имеют военные корни и весомый научный авторитет. Профессиональный критик уделит отдельное внимание каждой книге, но я воспользуюсь правом доброго знакомого обоих авторов и скажу об общих впечатлениях от прочитанного. Тем более что оба повествования вызывают схожие эмоции.

Профессор Сергей Небренчин – участник боевых действий в Афганистане, Таджикистане и других горячих точках. Доктор исторических наук, эксперт в области безопасности. После перехода к научно-исследовательской и преподавательской деятельности длительное время занимался спецпропагандой, работал во Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ. Сегодня он признанный специалист в области социально-психологических закономерностей геополитических процессов. Характерная деталь: в 2002 году во время захвата заложников на Дубровке именно Сергей Небренчин появлялся на российском телеэкране в качестве комментатора и одновременно психотерапевта.

Профессор Сергей Полторак – один из наиболее известных отечественных историков, оценённых и за рубежом. Его главным достоинством является академичность при умении быть доступным и увлекающим не только эрудицией, но и человеческой открытостью.

Объёмная книга Сергея Небренчина – это, пожалуй, наиболее ёмкая попытка представить на читательский суд «Войну и мир 2.0». Сюжет книги охватывает события, по существу, мировой истории – с середины 1970 х годов до настоящего времени, то есть более 50 лет. Десятки персонажей от реальных и «обобщённых» «попутчиков» автора до представителей высшего эшелона власти и других узнаваемых лиц создают иллюзию погружения в дневниковые записи, а заодно и в разведывательные сводки.

Широкая география и незаконченность описываемых событий, публицистичность и правдоподобие раскрываемых при этом политических, ведомственных и межличностных коллизий вкупе с притягательным детективным (когда это уместно), а заодно романтическим флёром – всё это повышает доверие к автору и даже вызывает зависть к его судьбе. Главный герой «Войны под солнцем» – Фёдор Пашин – проходит долгий путь от курсанта, потом участника событий в горячих точках, разведчика-нелегала до политика. Каждый его шаг сопряжён с риском и непростыми жизненными развилками.

Теперь о книге Сергея Полторака «Alma-матерь». Это подробное художественное исследование проблем современной высшей школы. Сюжет книги таков: столичный профессор Рассохин в силу семейных обстоятельств оказывается в университете провинциального Кедрогорска. Там он вступает в сложные отношения не только с ректором Кагалымовым, но и с целым рядом коллег и студентов. Исход – исчезновение (в прямом смысле) ректора и психиатрическая клиника для Рассохина.

Чтобы представление книг выглядело весомее, я обратился к мнениям читателей, более компетентных, чем я. Все они имеют статус как минимум проректоров вузов, правда, они не гуманитарии и не литераторы. По этическим причинам – чтобы их не сталкивать – фамилии, наименования вузов и другие «разоблачающие» детали обойду. Вот их суждения в конспективном изложении. Питерский учёный считает книгу самой убедительной иллюстрацией происходящего в нашем академическом сообществе: всё, по его мнению, объективно и актуально.

Другой собеседник – провинциал, как и герои повествования. Он считает, что книга грешит излишней субъективностью: «Возможно, в Питере всё обстоит так, как пишет автор. Но в провинциальном вузе при неидеализируемой моральной атмосфере и уж точно без заграничного, да и федерального влияния главная проблема – в недостатке финансирования, следовательно, в скудости кадрового состава. Решение такого рода проблем во многом зависит от близости ректората (как правило, сугубо местного) к региональной власти. Хорошо, если те и другие находятся в родственной – в прямом смысле – связи… «Варяги» не приживаются, да и сами они «устремлены в столицы». Поэтому стараются избегать скандалов…»

В чём-то с этим согласен и третий критик, 14 лет возглавлявший нестоличный вуз: «Если отойти от художественных образов, часто утрированных и придуманных, необходима «привязка» вузов к работодателям в лице крупных компаний, осваивающих конкретный регион. Вот о чём надо писать. Всё остальное – беллетристика». Правда, справедливости ради замечу: книгу, подписанную мне автором, собеседник пока оставил себе.

Впрочем, о том, что побудило сесть за клавиатуру, скажу не только с комплиментарной интонацией. На память приходит диалог ведущего британского исследователя Второй мировой Дэвида Дилкса с его российскими коллегами Олегом Ржешевским и Николаем Барышниковым – в конце 1990 х я помогал им в качестве переводчика. Дилкс высказался приблизительно так: «Ничто так не мешает исследователю, как увлечение собственной беллетристикой (точнее – fiction, что имеет двойной смысл). Тут надо что-то выбирать: одно с другим несовместимо».

Читателя, опирающегося на собственный опыт, может удивить подчёркнутая детализация («измельчённость»?) фрагментов, даже целых сюжетных линий обеих книг: нюансы, типа кто, когда, зачем и в каком интерьере встретился с другим персонажем, на мой взгляд, не всегда оправданны. Это мешает цельному восприятию обоих повествований. То же и с детективным флёром (иногда – искусственным), да ещё и с неизменным вниманием, так сказать, к гендерной сфере. Для наброска синопсиса (даже не сценария) это оправданно: режиссёр сам отберёт нужное и отсеет лишнее. Но в книгах, претендующих на осмысление реальной жизни, такое обилие деталей, повторю, избыточно: стоит ли возводить в «наглядный абсолют» то, что и так понятно? Вопросы оставляет и заметно упрощённое противопоставление положительных и отрицательных героев: в жизни всё более «запутанно».

Но главное в любом жизнеописании – это достоверность, то есть выдержанная пропорция между реальностью, живо воспринимаемой большинством, и её интерпретацией в соответствии со вкусами и фантазиями автора. Если эта пропорция нарушается, возникает вопрос: зачем нужен гротеск, если речь идёт о сюжетах, изначально претендующих на поучительность?

Впрочем, ознакомьтесь с этими книгами сами…


Тэги: Книги Заметки на полях
Обсудить в группе Telegram

Борис Подопригора

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Ум и воля

    30.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    30.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • «Все жили вровень, скромно так»

    29.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS