Вышла в свет первая книга серии „Библиотечка „Московского театра поэтов“
Ни для кого не секрет, что в последние годы буйным цветом расцвела молодёжная поэзия. Большой выбор среди авторов, претендующих на успех, породил множество споров о том, чьё творчество действительно достойно внимания, а кто популярен по причине низкого культурного уровня своей аудитории, поэтому его имя, находясь на слуху, заслоняет других, возможно, более достойных поэтов.
Ситуацию усложняет интернет, где для достижения известности, как правило, нужны не литературный талант и оригинальность, а правильная маркетинговая стратегия. Как известно, для продвижения продукта на рынке медиа необходимы правильные PR, SMM и другие аббревиатуры, смысл которых далёк от тех качеств, которые отличают настоящего поэта. С другой стороны, различные объединения молодых поэтов формируются по принципу тусовки, поэтому на сцену клубов часто выходят весьма заурядные авторы.
Исправить сложившуюся ситуацию призвана организация «Московский театр поэтов». Дело в том, что, в отличие от большинства объединений подобного рода, место в «Театре поэтов» надо заслужить. Большинство участников объединения – участники фестиваля поэзии «Филатов-фест». Этот фестиваль был учреждён в 2014 году актёром, режиссёром и поэтом Владом Маленко. «Филатов-фест» состоит из десяти отборочных туров, полуфинала и финала. В каждом из них участников оценивает жюри, состоящее из знаменитых поэтов, писателей и актёров, таких как, например, Всеволод Емелин, Михаил Полицеймако, Елена Исаева и Александр Вулых.
Основанный в 2014-м «Московский театр поэтов» во многом продолжает линию, начатую поэтами-шестидесятниками. Например, в сентябре 2015 года и апреле 2016-го участники «Театра поэтов» выступали на знаменитой Маяковке (Триумфальной площади), где полвека назад читали свои стихи такие поэты, как Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский.
Одним из направлений деятельности «Театра поэтов» является продвижение молодых авторов на книжном рынке. «Пробным шаром» в этой сфере явилось издание в декабре прошлого года книги «Библиотечка «Московского театра поэтов» со стихами Алёны Синицы, Рины Ивановой, Евгения Дьяконова и Александра Скубы. Что примечательно, авторы, чьи произведения опубликованы в данной книге, были финалистами фестиваля «Филатов-фест», а Алёна Синица заняла первое место на данном конкурсе.
Стихи Алёны, будь они лирическими или социальными, всегда отличают яркие образы, а также чёткий, чеканный ритм. Находясь на сцене, Алёна шпигует зрителя словами, как пулемётной очередью. Однако на бумаге стихи Алёны не проигрывают, а, наоборот, благодаря прочтению с интонациями, отличными от авторских, читатель может открыть те смыслы, которые от него ускользнули. Герои Алёны – молодёжь, ищущая своё место в жизни и пытающаяся найти в ней отблески ушедших эпох.
За проломами подъездов
Гомонящих переездов
За бетонными углами
За набитыми домами
Жили стёртые носочки
Там куличек, тут песочек
Беззаборно нараспашку
Жили Коли, жили Сашки.
Поэтика Синицы интересна тем, что при всей своей пестроте она не скатывается в комикование. Наоборот, Алёна говорит о важных вещах, нередко задевая болезненные темы общества. Автора сложно упрекнуть в каком-либо изъяне: все компоненты её стихов взвешенны. Мы видим живого человека, который чётко артикулирует свою позицию, иногда удивляя читателя или слушателя, иногда веселя его, а иногда заставляя задуматься о серьёзных вещах.
Крик душу смехом
Таким громким, как взаправду,
А ты иди лесом,
Беги боком
В провода током
Да угоди в канаву,
Это я честно.
Дни выбиваю снами
И чайник выкипел вместе с головой
На площадях, как со скотами,
Сегодня ничего,
А завтра на убой –
Это как завербовали.
Алёна относится к числу тех авторов, которым удаётся остро чувствовать своё время. Пульс времени в её стихах бьётся в такт иногда ломаному ритму строк, застывая в сознании читателя. В отличие от большинства молодых авторов, предпочитающих описывать в своих стихах весьма мрачные стороны жизни, Алёна – очень светлый поэт. Мир, который она описывает, сложен и неоднозначен, но в нём всегда есть место мечте.
Романтизм стихов Синицы не выглядит как нечто архаичное или вымученное. Нередко авторы, желающие отобразить на бумаге свои светлые чувства, перебарщивают с метафорами, делая стихи сладкими, как сироп. Алёна органично вносит свой романтизм в реальный мир, заставляя по-новому взглянуть на положение вещей в нашей жизни.
Будь деревом,
Не выше всех, но крепче
Расти вперёд,
Не горбись, не кренись
Будь берегом,
Где зажигаются под вечер
Спасательные шлюпки и огни.
Другого автора сборника – Рину Иванову – тоже отличает жизнелюбие. В своих стихах Рина много рассуждает о жизни, ищет ответы на философские вопросы. В её стихах можно встретить диалоги бутонов или дождевых червей, а также удивительный предмет «будь-что-будильник». Несмотря на то что в стихах Рина говорит на серьёзные темы, ей удаётся сохранять жизнелюбие.
Вот ты другой, а жизнь одна и та же.
Вот дом с трубой, рябой, одноэтажный.
Пробоины, оборванная кожа –
Торчит наружу мясо кирпичей.
Так как Рина – художник по образованию, ей удаётся правильно описывать антураж, в котором происходит действие стихотворения. Необходимо подчеркнуть, что современный поэт не всегда владеет техникой описания окружающего мира, поэтому данное умение Рины выделяет её среди других авторов.
Кроме того, Рина умеет рассказывать истории, а это тоже важное умение для поэта. Например, в одном из своих стихотворений она представляет читателю историю будущей жизни школьника, лежащего в больнице.
Ленка десять лет как с Генкой.
Ждёт второго в ноябре.
Захрапел сосед за стенкой,
В интернете пишут бред.
Надо всё-таки побриться,
Начинаются долги.
Мамы нет. Тебе за тридцать.
Дома красишь потолки.
Представляется, что Рину можно назвать сложившимся поэтом, поскольку её стихи написаны в различных формах, однако в каждом из них можно узнать авторский почерк. Кроме того, несмотря на то что Рина нередко говорит о весьма печальных вещах, ей удаётся сохранять ироничное отношение к жизни.
Они устанут. В ленте новостной
Когда-нибудь закончатся патроны.
Вздохнувший мир, никем не покорённый,
Навеки сбросит ужас навесной.
Евгений Дьяконов является, наверное, самым консервативным поэтом сборника. Стихи Евгения нередко сентиментальны, однако в них автор всегда чётко выражает свою точку зрения по тем или иным вопросам. Герои Евгения – школьники, обездоленные старики и карманники живут в сложном и нередко несправедливом мире. Тем не менее Евгений пытается найти выход из сложных ситуаций, попутно рассуждая о том, как остаться человеком в сегодняшней действительности.
Стихи и песни учат школьники,
Закат прилёг на гаражи.
Играют в крестики и нолики
Старушка смерть, старушка жизнь.
Растут нули в ячейках банковских,
Растут на кладбищах кресты,
В одежде рэперской и панковской
В моём дворе гуляешь ты.
В стихах Евгения чувствуется любовь автора к родному городу – Петербургу. Он предлагает читателю прогуляться по своим любимым улицам и полюбоваться Невой. Истории Евгений рассказывает в медленном темпе и с несколько меланхоличной интонацией.
Мяуканьем, мурлыканьем котов
Уже неделю как зима убита.
И я собрался, я почти готов
Пройтись пешком по набережной Шмидта.
Нева уже не дремлет подо льдом,
Уже весна вовсю дождями плачет,
Не став менять привычное пальто
На курточку, жилетку, свитер, плащик.
Однако при всём лиризме Евгений – поэт с активной гражданской позицией. Поэзия для него – один из способов поиска правды: «Отыскать пытаюсь динозавра». В стихах Евгения нет готовых рецептов решения социальных проблем, однако есть убеждённость в том, что поэт должен всегда оставаться на стороне правды.
И безразличьем загудит базар,
Ведь фраза «Всё равно» сегодня в моде,
Но всё же остаются те, кто «за»
И, слава богу, те, кто твёрдо «против»!
Поэтическое пространство четвёртого автора сборника – Александра Скубы – экзистенциально и по-своему уникально. При чтении его стихотворений перед глазами возникают образы полузаброшенных рабочих кварталов, по которым бродит лирический герой автора. Подобные пейзажи покинутых заводских цехов и перенаселённых обветшалых домов Манчестера вдохновили основателей группы Joy Division на создание нового, депрессивно-ритмического музыкального стиля, позже названного постпанк.
Что касается анализа отдельных объектов и предметов, встречающихся в стихах Александра, то автор видит в них в первую очередь отпечаток деятельности человека, трансформирующий восприятие самих вещей: «Этот завод людьми был брошен, / Теперь он гримасы корчит / Всем своим видом / Зеркаля всё то, чем город своих домочадцев потчует, / От чего нас так дико корёжит». Можно сказать, что все объекты интересуют поэта, пока они могут рассказать о людях.
Образы природы рождают у поэта самые добрые и светлые чувства, равно как и люди, выбравшиеся туда из урбанистической духоты. Именно там «воздуха хватит на всех и можно услышать голос ветра, сообщающего всем слушающим: «Мы не умрём. Мы не умрём». Однако город постоянно стремится поглотить людей и пространство, тем самым запустив в людях, в него попавших, механизмы судьбы и смерти.
Конечно, первая книга из серии «Библиотечка «Московского театра поэтов» не станет последней. К изданию готовятся книги со стихами Арса-Пегаса, Вениамина Борисова, Александра Антипова и других молодых поэтов. У «Театра поэтов» всегда есть чем удивить публику!
Евгений Савойский