Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 июня 2025 г.
  4. № 22 (6986) (04.06.2025)
Общество Здоровье

Врач – в дефиците

Решит ли проблему принудительное распределение выпускников медвузов

04 июня 2025
В глубинку после нелёгкой учёбы возвращаются немногие / Александр Кондратюк / РИА НОВОСТИ

Максим Страхов, кандидат медицинских наук, доцент Тверского медицинского университета

Профильный комитет Госдумы одобрил подготовленный Минздравом проект федерального закона об обязательной отработке выпускников бюджетных отделений медицинских вузов и колледжей в выбранных ими больницах и клиниках системы ОМС. Если условие не будет выполнено, выпускнику придётся компенсировать бюджету расходы на обучение в тройном размере. С учётом средней стоимости подготовки медиков размер компенсации, например, при шестилетнем обучении в вузе может превысить 3,5 млн руб. Решит ли это проблему дефицита кадров в отрасли?

Ежегодно медицинские вузы выпускают около 55 тысяч новоиспечённых докторов, которые в теории должны были бы восполнить естественную убыль и даже дать существенный прирост. Однако врачей по-прежнему катастрофически не хватает, а цифры откровенно отрицательной статистики всё выше и очевиднее. Сегодня, по данным Минздрава, в России не хватает около 23,3 тысячи врачей и 63,6 тысячи средних медработников. Дипломированные специалисты не хотят работать в государственных медицинских учреждениях, и кадровый голод ощущается не только в провинции, но и в мегаполисах.

Среди причин на первый план, естественно, выходит уровень заработных плат, который не торопится увеличиваться синхронно с вынужденными расходами. Цены на продукты, товары и услуги растут настолько быстро, что ни одна прибавка или дотация не способны с ними конкурировать. Раньше ситуацию как-то спасало то, что врачи часто работали больше, чем на стандартную служебную ставку, беря дополнительные дежурства и всевозможные подработки в других клиниках: «Все врачи в России работают на полторы ставки, потому что на одну им нечего будет есть, а на две – некогда». Позже такой формат выживания устарел.

Лет пятнадцать-двадцать назад огромное количество выпускников медицинских вузов сразу после выпускных вечеров забрасывали свои врачебные дипломы и уходили в коммерцию, бизнес, IT-технологии и прочие сферы. Сегодня, судя по данным Минздрава, количество выпускников медвузов, решивших остаться в медицине, гораздо больше, но львиная доля дипломированных эскулапов хочет работать в комфортных клиниках на современном оборудовании и получать достойную заработную плату, которую готовы им предложить только, увы, частные клиники. Активное развитие коммерческой медицины, безусловно, сохранило в отрасли многих специалистов, но ещё больше обескровило государственное здравоохранение.

Предлагаемые выпускникам дотации, надбавки, подъёмные выплаты и другие придуманные в последнее время финансовые «заманухи» не срабатывают, и молодые доктора не торопятся после обучения вернуться в родную глубинку, чтобы служить верой и правдой своим землякам, привыкшим к хорошему и бесплатному здравоохранению. И «служебные избы», новенькие «москвичи» для более комфортного перемещения по сельским дорогам и даже первичные миллионы «земских» эскулапов совершенно не прельщают. Поэтому остаётся одно: заставить молодёжь ехать в провинцию в обязательном порядке, так сказать, призвать новоиспечённых врачевателей отдать долг государству в непростые времена. После нескольких десятилетий чудовищных экспериментов, придя к разбитому корыту, государство ставит на повестку дня вопрос об обязательном распределении новоиспечённых медиков в государственные медицинские учреждения, испытывающие колоссальный кадровый дефицит.

Принудительное распределение, вернувшееся из советских времён, в какой-то мере уже существует – это целевое обучение. Конкурсы в медицинские вузы очень высокие, а проходные баллы приближаются к максимально возможным. Поэтому у абитуриента три пути: либо сдать ЕГЭ на 100 баллов, либо выбрать платную форму обучения, которая далеко не всем по карману, либо воспользоваться квотой на целевое обучение. Проходные баллы для поступления у абитуриентов-целевиков, кстати, гораздо ниже, чем у бюджетников, что практически гарантирует их поступление в престижные медицинские вузы.

Суть целевого обучения состоит в том, что на этапе поступления в вуз абитуриент заключает договор с конкретным медицинским учреждением, которое заинтересовано в нём как в будущем работнике и готово нести образовательные расходы. В какой-то степени это тоже платное образование, только платят не родители студента, а конкретное учреждение, которое, по сути, покупает доктора. Студенту-целевику больницы выплачивают неплохую стипендию (до 25 000 рублей в месяц) и предоставляют рабочее место после выпуска.

Согласитесь, по большому счёту это неплохой вариант для тех, кто мечтает связать свою судьбу с медициной, но не может сдать ЕГЭ на 100 баллов и не имеет возможности оплатить дорогостоящее обучение. Но вместе с тем больница-владычица обязует молодого врача от 3 до 5 лет работать только в её стенах и только на тех должностях, которые ей нужны. Пластическим хирургом, дерматологом или модным косметологом такой врач вряд ли сможет стать, как бы ему ни хотелось. Скорее всего, он будет либо терапевтом, либо хирургом, в крайнем случае, неврологом или, если повезёт, реаниматологом. И то если в таковых специалистах больница нуждается. Короче говоря, шансы получить заветную врачебную профессию возрастают, но вот выбора конкретной специальности, скорее всего, уже не будет.

Практика показывает, что целевые выпускники очень часто становятся заложниками кадровой политики медицинского учреждения, руководители которого воспринимают таких новобранцев как личную собственность. Представьте себе, что молодой человек, идущий в медицину, чтобы осуществить свою заветную мечту стать, скажем, нейрохирургом или эндокринологом, обязан после окончания отработать 5 лет участковым терапевтом в поликлинике, то есть заниматься тем, к чему душа не лежит. В итоге мы вновь сталкиваемся с тем, что медики стремительно ищут обходные пути, чтобы снять с себя все эти обязательства и скинуть бремя долга перед инвестором в лице работодателя. Выплачивают компенсационные штрафы и под благовидным предлогом расторгают договоры о целевом трудоустройстве. А государство снова не знает, кем и как закрывать врачебные ставки и где найти дефицитных докторов на поликлинические приёмы и в пустующие стационары.

Безусловно, формат целевого медицинского образования и адресного трудоустройства точечно приносит свои позитивные плоды – ведь кто-то да остаётся работать в структуре больниц, кое-какие кадровые дыры таким образом всё же залатать удаётся. Но в глобальном смысле подобная система не даёт, как мы видим, позитивных и стабильных плодов. Мы часто наблюдаем, что очень многие молодые доктора, честно оттрубив от 3 до 5 целевых лет, всё же уходят из своих больниц-инвесторов, не желая работать в предлагаемых условиях.

Какие выводы можно сделать, наблюдая за таким круговоротом кадровой политики? Для меня, врача с приличным стажем практической деятельности и преподавательской работы в вузе, вывод очевиден: обязаловкой восполнить дефицит кадров в системе государственного здравоохранения вряд ли удастся. Временно прикрыть прорехи можно, но концептуально так проблему не решить.

Воздействовать нужно на причину, а не на симптомы, тогда можно надеяться на успех исцеления. А «вылечить» современное российское здравоохранение можно, только поменяв принцип и отношение к медицинскому работнику со стороны руководства отрасли. Если главные врачи по-прежнему будут относиться к молодым коллегам как к крепостным и ультимативно навязывать свои «хотелки», не создавая оптимальных комфортных условий, врачи будут сбегать. В советские времена все новоиспечённые доктора проходили профессиональную школу в центральных районных больницах, где под руководством опытных практиков обретали ценные навыки и умения. Многие из них оставались в этих больницах, потому что там было комфортно работать и им там были рады. Сегодня им тоже рады, но с преамбулой «вы должны» и «нам нужно так, а не как вам хочется». И это перечёркивает все благие намерения.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Судя по идущей в стране дискуссии, обязательное распределение проблему не решит. А что решит? Возрождение наставничества, высокая зарплата? Но в благополучных и богатых странах в страховой медицине тоже кадровый голод, хотя там зарплаты гораздо выше наших. Как же заткнуть кадровые дыры? Приглашаем к разговору медиков, педагогов медицинских вузов и пациентов.

Тэги: Медицина Дискуссия
Обсудить в группе Telegram

Максим Страхов

Максим СТРАХОВ, поэт, публицист, критик. Родилс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бесцензурный рай «типасвободы»

    21.05.2025
  • Семья как школьный предмет

    01.05.2025
  • В случае сомнений – что?

    30.04.2025
  • Граница свободы – рядом с опасностью

    28.04.2025
  • О цензуре, свободе и самовыражении

    11.04.2025
  • Чума XXI века

    397 голосов
  • «Чёрный лебедь», я не твой…

    66 голосов
  • Врач у конвейера

    54 голосов
  • Самая страшная эпидемия – информационная

    54 голосов
  • Неутешительные итоги

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS