Недавно в Союзе писателей России состоялись презентация книги «Донецкая Вратарница» и показ одноимённого документального фильма. Автор у них один – публицист, член Российского и Международного союзов журналистов, фотокорреспондент Наталья Батраева. И тема одна – обретение и укрепление веры в Бога во время войны на Донбассе.
Наталью Батраеву можно охарактеризовать как женщину непоседливую, неравнодушную, которую всё время тянет в зоны народных бедствий и скорбей – от природных катаклизмов до войн. Известность к ней пришла после книги-альбома «Мы живы!» – о катастрофическом наводнении 2012 года в Крымске. Но, пожалуй, самой громкой работой стал именно её первый видеофильм – «Донецкая вратарница».
В самом начале войны Батраева несколько раз ездила в Донецк, сопровождая «гуманитарку», в сборе которой принимала участие. А затем волею судьбы, а по-христиански – по провидению оказалась в Донецком Свято-Иверском женском монастыре, познакомившись с его I настоятельницей – игуменией Михаилой и трудницей Юлией. И попала вместе с ними в самый эпицентр боевых действий – за Донецкий аэропорт, находящийся совсем рядом. Переход от мирного монастырского огородничества до фактически осады в обители, по стенам которой лупят очереди, а в окна залетают снаряды, – до ужасного прост. И если такие перемены рождают в душах одних людей злость, отчаяние, животный страх, то других приводят прямиком к Богу ещё на этом свете. Героиня фильма и книги монастырская трудница Юлия рассказывает, как мало теперь для неё стали значить те материальные ценности и удобства, умножением которых рьяно занимались в мирное время. «Я думаю, ничего лучшего в моей жизни не было», – говорит она про войну. Эта фраза при её внешнем безумии внутренне, духовно совершенно органична: можно сказать, что человек просто понял саму суть жизни и смерти – и стал по-настоящему свободным.
«Они порывисто обнялись – обеих колотила дрожь – и бросились к иконе, безмятежно взиравшей из своего резного киота. За стенами храма разверзся настоящий ад, которому, казалось, не будет края. Мать Михаила, не помня себя, рухнула ниц перед иконой Иверской:
– Господи, примири нас!»
Наталья Батраева приезжала в зону боевых действий и в монастырь до конца октября 2017 года – отснятых кадров хватило на документальную картину, а глубоких бесед и впечатлений – на книгу. Она описывает не только монастырскую жизнь, но и донецких ополченцев – защитников аэропорта, прифронтовую жизнь в самом Донецке и окрестностях. Но в центре фильма и книги остаётся Иверский монастырь (сегодня уже практически восстановленный от разрушений), чудо просветления людских душ.
«Меня часто спрашивают о работе с героями, как мне удалось добиться такой меры искренности в кадре. Секрета особого нет: ты просто приходишь «как свой» – это состояние, его нельзя охарактеризовать словами», – говорит Наталья. И эту искренность ей удалось из кадров перенести на страницы книги. При этом автор, имея, разумеется, свой взгляд на причины трагедии Донбасса, избегает политизированной публицистики, лозунгов. Она смотрит внутрь своих героев (и себя как участницы событий); старается понять то, что происходит в критические времена внутри человека, между человеком и Богом.
Прочесть книгу «Донецкая вратарница», посмотреть фильм стоит всем: даже тем, кто до сих пор избегал через новости и публицистику погружаться в ход ужасной братоубийственной войны на Украине – сберегая свои нервы или свои особые взгляды. Батраева никого ни в чём не убеждает и не агитирует. Она рассказывает о вечном: любви и ненависти, отчаянии и надежде, слепоте и прозрении.
Андрей Самохин