Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 января 2019 г.
  4. № 3 (6675) (23.01.2019)
Литература

Времени тяжкий жёрнов

Автор пяти поэтических сборников, нескольких книг прозы и мемуаров.

22 января 2019

Евгений Карасёв

Родился в Калинине (ныне Тверь) в 1937 году. Печатался в журналах «Новый мир», «Арион», «Урал», «Русская провинция», в «Литературной газете». Автор пяти поэтических сборников, нескольких книг прозы и мемуаров. Лауреат премии журнала «Новый мир», поэтической премии «Anthologia», премии им. Н.С. Гумилёва и других. Живёт в Твери.


Под Новый год

Много лет я провёл на лесоповале.

Вытаскивая древесину,
трактора нещадно

крушили подлесок.

И ни рассудок, ни чувства
не восставали –

норма была единственным интересом.

Выполнил «хозяйское» задание –
получи зачёты,

дополнительную кашу с желтеющим
комбижиром.

Какое тут к чёрту

сочувствие к окружающему миру!..

…То ли с возрастом глаза становятся
чаще мокрыми,

то ли добреешь после котлет,
крем-брюле,

я пожалел увиденную по телевизору

красавицу ёлку,

спиленную для новогодних
праздников в Кремле.


Без протокола

Я жил по законам непрестанной
войны,

ушами сторожко прядал –

вслушивался в обманчивость тишины.

И никогда не говорил правду.

В доме отчем

за правду-матку

можно было угодить в ощип.

И взятки гладки.

Я исхитрялся, искал ходы –

уловок уйма в карточке учётной.

Благо обучался у Балды,

игравшим наперегонки с чёртом.

Конца лукавой не видно городьбе.

Но большую, пожалуй, плачу плату –

я и себе

боюсь говорить правду.


Воспоминание артистки

Памяти Андрея Вознесенского

Гаснет свет. Ушли лабухи.

Оседает восторга пыльца.

Кони серые в яблоках

в санях ждут у крыльца.

Под медвежею полостью

ты распуганной мчишь мостовой.

И поклонники полоз в полоз

шумно гонятся за тобой.

Вспомнилось, взглядом нестрогим

глянув на преданный хвост,

как чудак тебе бросил под ноги

миллион алых роз.

Жест широкий и лестный,

на который готов не любой,

спустя жизнь станет песней

про большую любовь.

К сожаленью, об этом

знать лихачке шальной не судьба –

увлекает езда без запретов,

пар лошадиный клубя.

…Будки, тумбы, деревья зяблые,

фонари под ледком –

кони серые в яблоках

кажут прыть с ветерком.

Сивки пьяны от бега,

тройка скачет вразнос.

И летят с колким снегом

лепестки алых роз.


22-Осенняя река 1280x1280.jpg


Ещё одна осень

В этом году долго не желтели листья.

Глядя на бодрые деревья, и я ощущал

прилив молодых кровей.

Воодушевляло и радуги
жизнерадостное коромысло,

красочно проступавшее за стеклянной
завесой дождей.

Но вот листва разом вспыхнула

и огнём сорванным

унеслась, как за скорым поездом,

оставив жар сорный

палом гулять по лесу.

…Я сижу на облетевшей до сирости
опушке –

ещё одна осень позади.

Сколько их осталось у меня впереди?..

Как хорошо, что в эту пору

не пророчествуют кукушки.

Комплекс неполноценности

Карлики ненавидят высокие примеры:

вызов, душевная смута –

до появления Гулливера

они не знали, что лилипуты.


На периферии Галактики

В.В.

Времени тяжкий жёрнов,

кажется, перемолол всё.

На въезде в деревню Жорновка

тракторное торчит колесо.

Над непахаными угодьями –

тишина беспризорного храма.

Сюда на допотопном драндулете

нередко сбегает Володя

Варламов.

Художник с особливой метой,

не принятый рынком и сообществом

братии косной.

Его живопись раздражает не игрой

тени и света –

своеобычностью космоса.

С ним всегда неусидчивая собака –

ласковый длинноухий пёс.

Володе хватает и четверть бака

до недоступных, загадочных звёзд.


Осуга

Плутая, под вечер,

как сбившийся с круга,

я вышел на речку

с прозваньем Осуга.

Течёт она тихо,

струёй не играя.

Лишь чаячьим криком

себя выдавая.

Здесь зимние стужи

и лето не тешит.

Тогда почему же

река так неспешна?

Как что-то забыла.

Но нечего помнить:

лес чахлый, кобыла

в глохнущем поле.

И всё же цепляет

за берег волной.

Тот дрожко сползает

крупой осыпной.

…Сгущается вечер –

не чую испуга.

Хочу понять речку

с прозваньем Осуга.

Отчий предел

Известно, что мы на земле гости,

и не за нами завтра.

Придёт время и наши кости

будут изучать, как мы динозавров.

И кто-нибудь из учёных

далёким слушателям

поведает о существах странных:

до смерти преданных клочку суши,

где найдены их останки.

Расскажет о борьбе упорной

стылого пятачка ради.

Но так и не поймёт просвещённая
аудитория,

в чём притягательность никчёмной 

пяди.


Преследование

Среди своеобычных народов
Дальнего Севера,

где я тужился в лагерях

досрочное освобождение выкроить,

существует поверье:

если ласка пошла по следу –

из тайги не выйти.

…Я давно уже завязал. Путан

не выискиваю на ночных улицах –

семьёй обласкан.

А мне кажется: у меня по пятам

всё идёт и идёт ласка.


Признание

Л.А.

Как не костерит меня всякое отродье

за ошибки в нескладной судьбе,

я молочными чернилами пишу

о любви к родине.

И, не таясь, к тебе.


Схожая отрада

Как птицу в дали от дома,

застигнутую непогодой лихой,

греет пучок соломы

под родительскою стрехой,

так меня, усталого, изверившегося,

травленного псами злыми,

утешают обитые знакомой клеёнкой

двери.

И родные шаги за ними.


Тревожная грусть

Плутал я немало.
И всюду был лишним.

Приютом не раз становилась стерня.

Но грела отрада: есть отчая крыша,

которая ждёт не дождётся меня.


То ль дым с огорода,
дворовый ли воздух,

иль первого снега живительный хруст,

как птиц перелётных к покинутым
гнёздам,

нас тянет по дому тревожная грусть.


Я осенью стылою в поисках стога,

замёрз бы на той же сиротской
стерне,

когда бы не помнил родного порога,

не видел бы свет в материнском окне.

Я в юности сделал рискованный выбор –

сменил свой удел на другую звезду.

Нескладное счастье до капельки
выбрал.

И вот, покаянный, я к дому бреду.


То ль дым с огорода,
дворовый ли воздух,

иль первого снега живительный хруст,

как птиц перелётных
к покинутым гнёздам,

нас тянет по дому тревожная грусть.


Элегия

Бильярд давно для меня –
слоновой кости

забытое кладбище.

Не волнуют ни сукно, ни лузы.

Но иной раз я беру кий,

как садится за клавиши

музыкант, забросивший музыку.

Не для того, чтобы выиграть,

а тем паче проиграть

или утолить заядлого лешего.

Просто отдохнуть, помечтать,

вспомнить ушедшее.

А может, я вру себе –

другая толкает стерва?

Затерявшись в толпе,

иду туда, где я был

среди первых?

Вдохновенные всплывают партии,

словно снимки счастливого бала.

А теперь я парюсь

в цехе грубой обработки металла.

…Над столом меловая висит взвесь.

Шар летит в правый угол

и отскакивает от лузы.

Видимо, нынче я и здесь –

неудачник, лузер.


Чужая ноша

Соглашаюсь с зарубежными
мудрецами:

много странного в русской душе таится,

загадочного, как ночной покров.

Сочувствует несчастным

на разрушенном землетрясением Гаити,

жалеет выбросившихся
на канадский берег китов.

О проигранной далёким народом
освободительной борьбе

тоже печалится с горечью.

И только о своей судьбе –

нисколечко.

…Вхожу в крестьянские сенцы:

бутыли, самогонный сосуд.

Оставит ли русскую душу

боль вселенская?

Или это её суть?..

Тэги: Поэзия
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Почти что второе рожденье

    18.05.2025
  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS