Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 апреля 2022 г.
  4. № 17 (6831) (27.04.2022)
Литература Общество

Время фриков

Мир больше не будет прежним, но кое-что изменить можно

27 апреля 2022

Когда мой младший сын пошёл в первый класс, учительница в рамках какого-то новомодного теста задала ему вопрос: «Что такое золотые руки?» На что он не колеблясь ответил: «Руки-Базуки». Учительница ничего не поняла, а ребёнок просто назвал популярного в интернете фрика, который прославился тем, что закачивал в огромных количествах самодельный синтол себе в бицепсы, нереально увеличивая их объёмы. Тут можно, конечно, заметить, что родители должны рассказывать детям о видных деятелях истории, культуры, объяснять пословицы и поговорки – словом, разносторонне развивать своих чад. Всё так, разумеется, только вот ребёнка невозможно изолировать от внешнего мира, если не живёшь в дремучем лесу. В городах даже детсадовцы теперь черпают информацию из гаджетов, а интернет вряд ли порекомендует им стихи Пушкина – скорее это и будут ролики про Руки-Базуки и ему подобных. Мир действительно изменился, если кто ещё не понял.

Сколько себя помню в детстве и подростковом возрасте, у меня никогда не было желания становиться клоуном. Среди мальчишек принято было восхищаться солдатами, бьющимися на поле брани, мореплавателями, лётчиками. Над клоунами смеялись в цирке и кино, но быть таковыми мало кто хотел. Имелось всё же понятие о том, что такое герой, в чём ценность и привлекательность героизма для обычного человека. Ну и комплектом шли все сопутствующие понятия: смелость, самоотверженность, самопожертвование. Этому всему не нужно было специально учить в школах. Как раз школьная программа нередко всё портила своей казёнщиной. Особенно если и преподаватели не отличались большими талантами. И всё же мы понимали, порой доходя до сути своим умом, – что настоящее, а что не стоит и внимания. Базовые принципы как-то откладывались в подкорке.

Нынешний герой, которого пестует общество, которым восхищаются и которому поклоняются, – это обычно пронырливый и расчётливый фрик. «Художник» вроде Павленского. «Певец» типа Моргенштерна. Их тьмы и тьмы. Причём есть среди них и такие, что перешли в разряд фриков добровольно. Например, журналист Невзоров. Когда-то он был популярен, делал смелые (хотя и спорные) репортажи, нравился девушкам, всюду мелькал в своей фирменной кожаной куртке. Ныне же одевается как вампир, склонный к педофилии, не умолкая говорит гадости о России, повторяя слово в слово самые мерзкие, самые бредовые выдумки украинской пропаганды. При этом сам ведь прекрасно осознаёт, что аудитория давно воспринимает его не как независимого журналиста, а именно как кривляющегося фрика, стремящегося на старости лет привлекать к себе внимание любыми способами.

И Невзоров далеко не один такой. В том же Израиле, где он ошивается, отдыхает сейчас небезызвестная Алла Борисовна со своим пацаком. Последний на днях принялся критиковать Российскую армию и вообще Россию за специальную военную операцию, пафосно рассуждал о жертвах среди мирных жителей, также сообщил, что проведёт ряд концертов, а деньги передаст украинским беженцам. Я не понял, а когда товарищ Галкин из пародиста-юмориста успел переквалифицироваться в военные эксперты, политологи и правозащитники? Наверное, израильский климат тому способствует. Вот «большой патриот» Иван Ургант отдыхал на Земле обетованной, и как раз в это время в телеграм-канале его передачи появилась матерная бандеровская песенка про русский военный корабль, который идёт на три буквы. Всё бы ничего, но с этим кораблём вскоре действительно случилась беда. Однако вернувшийся Ургант ни перед кем не извинился и, по слухам, собирается вновь появиться в эфире, будто бы ничего не произошло. Ну пошутил человек. Подумаешь.

Вообще, специальная военная операция в Донбассе и на Украине высветила одну любопытную проблему. Я бы назвал её проблемой скрытых фриков. Это когда человек в обычных обстоятельствах ведёт себя относительно адекватно, а в экстремальной ситуации, приправленной всеобщей истерией, его вдруг прорывает. И вот вроде бы рассудительное, вменяемое лицо превращается в неадекватное существо, говорящее штампами, отказывающееся мыслить и фальшиво играющее роль праведника. Особенно это видно на примере писателей, бросившихся поддерживать Украинушку и извиняться за свою русскость. Перечислять поимённо не буду; многих пришлось бы сейчас назвать, в том числе и тех, кого я неплохо знаю, с кем был дружен. Но если авторов раскрученных я ещё хоть как-то могу понять – им это нужно для премий, тиражей и продаж, то мотивация прочих мне не вполне ясна. Добровольно стать фриком, скатившись в смердяковщину? Это надо уметь.

Мир уже не будет прежним, но можно всё-таки повлиять на какие-то вещи. О фриках нужно знать главное – это не герои. Они трусливы и никогда не полезут напролом, если почувствуют реальную опасность для себя. Явный, а тем более скрытый фрик – это ни разу не революционер. Он может действовать исподтишка или наглеть в открытую, но лишь до той поры, пока не получит отпора. Речь не о физическом воздействии, конечно же, но хотя бы о наказании рублём – для данной категории это самая страшная кара. Запрети им концерты, продажи, передачи – сразу поприкроют рты. Заставь их отвечать за нарушения закона – и вовсе станут тише воды, ниже травы. Это нетрудно, если захотеть. Проблема в том, что такого хотения у властей предержащих как-то не просматривается. А это означает, что песенку про русский военный корабль мы можем со временем услышать и в новых выпусках «Вечернего Урганта». Я, например, этому не удивлюсь.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Тэги: Русофобия Иван Ургант Израиль Фрики Максим Галкин Александр Невзоров
Обсудить в группе Telegram

Игорь Панин


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Глупость или вредительство

    22.09.2022
  • Зачем нам Википедия?

    31.08.2022
  • Великий и могучий не нужен?

    27.08.2022
  • «Русский мир», «рашизм» и прочее

    17.08.2022
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    14.08.2022
  • Кто хочет жертв?

    1011 голосов
  • В кого превратился Александр Невзоров?

    191 голосов
  • Глупость или вредительство

    169 голосов
  • Корабль дураков

    169 голосов
  • Отписка по закону

    130 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS