Когда мой младший сын пошёл в первый класс, учительница в рамках какого-то новомодного теста задала ему вопрос: «Что такое золотые руки?» На что он не колеблясь ответил: «Руки-Базуки». Учительница ничего не поняла, а ребёнок просто назвал популярного в интернете фрика, который прославился тем, что закачивал в огромных количествах самодельный синтол себе в бицепсы, нереально увеличивая их объёмы. Тут можно, конечно, заметить, что родители должны рассказывать детям о видных деятелях истории, культуры, объяснять пословицы и поговорки – словом, разносторонне развивать своих чад. Всё так, разумеется, только вот ребёнка невозможно изолировать от внешнего мира, если не живёшь в дремучем лесу. В городах даже детсадовцы теперь черпают информацию из гаджетов, а интернет вряд ли порекомендует им стихи Пушкина – скорее это и будут ролики про Руки-Базуки и ему подобных. Мир действительно изменился, если кто ещё не понял.
Сколько себя помню в детстве и подростковом возрасте, у меня никогда не было желания становиться клоуном. Среди мальчишек принято было восхищаться солдатами, бьющимися на поле брани, мореплавателями, лётчиками. Над клоунами смеялись в цирке и кино, но быть таковыми мало кто хотел. Имелось всё же понятие о том, что такое герой, в чём ценность и привлекательность героизма для обычного человека. Ну и комплектом шли все сопутствующие понятия: смелость, самоотверженность, самопожертвование. Этому всему не нужно было специально учить в школах. Как раз школьная программа нередко всё портила своей казёнщиной. Особенно если и преподаватели не отличались большими талантами. И всё же мы понимали, порой доходя до сути своим умом, – что настоящее, а что не стоит и внимания. Базовые принципы как-то откладывались в подкорке.
Нынешний герой, которого пестует общество, которым восхищаются и которому поклоняются, – это обычно пронырливый и расчётливый фрик. «Художник» вроде Павленского. «Певец» типа Моргенштерна. Их тьмы и тьмы. Причём есть среди них и такие, что перешли в разряд фриков добровольно. Например, журналист Невзоров. Когда-то он был популярен, делал смелые (хотя и спорные) репортажи, нравился девушкам, всюду мелькал в своей фирменной кожаной куртке. Ныне же одевается как вампир, склонный к педофилии, не умолкая говорит гадости о России, повторяя слово в слово самые мерзкие, самые бредовые выдумки украинской пропаганды. При этом сам ведь прекрасно осознаёт, что аудитория давно воспринимает его не как независимого журналиста, а именно как кривляющегося фрика, стремящегося на старости лет привлекать к себе внимание любыми способами.
И Невзоров далеко не один такой. В том же Израиле, где он ошивается, отдыхает сейчас небезызвестная Алла Борисовна со своим пацаком. Последний на днях принялся критиковать Российскую армию и вообще Россию за специальную военную операцию, пафосно рассуждал о жертвах среди мирных жителей, также сообщил, что проведёт ряд концертов, а деньги передаст украинским беженцам. Я не понял, а когда товарищ Галкин из пародиста-юмориста успел переквалифицироваться в военные эксперты, политологи и правозащитники? Наверное, израильский климат тому способствует. Вот «большой патриот» Иван Ургант отдыхал на Земле обетованной, и как раз в это время в телеграм-канале его передачи появилась матерная бандеровская песенка про русский военный корабль, который идёт на три буквы. Всё бы ничего, но с этим кораблём вскоре действительно случилась беда. Однако вернувшийся Ургант ни перед кем не извинился и, по слухам, собирается вновь появиться в эфире, будто бы ничего не произошло. Ну пошутил человек. Подумаешь.
Вообще, специальная военная операция в Донбассе и на Украине высветила одну любопытную проблему. Я бы назвал её проблемой скрытых фриков. Это когда человек в обычных обстоятельствах ведёт себя относительно адекватно, а в экстремальной ситуации, приправленной всеобщей истерией, его вдруг прорывает. И вот вроде бы рассудительное, вменяемое лицо превращается в неадекватное существо, говорящее штампами, отказывающееся мыслить и фальшиво играющее роль праведника. Особенно это видно на примере писателей, бросившихся поддерживать Украинушку и извиняться за свою русскость. Перечислять поимённо не буду; многих пришлось бы сейчас назвать, в том числе и тех, кого я неплохо знаю, с кем был дружен. Но если авторов раскрученных я ещё хоть как-то могу понять – им это нужно для премий, тиражей и продаж, то мотивация прочих мне не вполне ясна. Добровольно стать фриком, скатившись в смердяковщину? Это надо уметь.
Мир уже не будет прежним, но можно всё-таки повлиять на какие-то вещи. О фриках нужно знать главное – это не герои. Они трусливы и никогда не полезут напролом, если почувствуют реальную опасность для себя. Явный, а тем более скрытый фрик – это ни разу не революционер. Он может действовать исподтишка или наглеть в открытую, но лишь до той поры, пока не получит отпора. Речь не о физическом воздействии, конечно же, но хотя бы о наказании рублём – для данной категории это самая страшная кара. Запрети им концерты, продажи, передачи – сразу поприкроют рты. Заставь их отвечать за нарушения закона – и вовсе станут тише воды, ниже травы. Это нетрудно, если захотеть. Проблема в том, что такого хотения у властей предержащих как-то не просматривается. А это означает, что песенку про русский военный корабль мы можем со временем услышать и в новых выпусках «Вечернего Урганта». Я, например, этому не удивлюсь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.