Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 сентября 2021 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

«Время гудит» новому поколению

14 сентября в Амурской области отметили День бамовца

15 сентября 2021
На строительстве БАМа

Об этом дне в отечественном железнодорожном мире никогда не забывали. В 1972 году, именно 14 сентября 1972 года, ещё до начала основных работ на магистрали, было уложено первое «серебряное» звено от станции БАМ в сторону Тынды. В нынешнем году знаменательная дата впервые отмечалась на государственном уровне. Прежде всего это повод вспомнить о значении уникальной магистрали для страны, для будущего России. О «стройке века» в своё время писали много.

Байкало-Амурская магистраль объединила огромную территорию России, она проходит по территории Иркутской и Амурской областей, Забайкальского и Хабаровского краёв, Бурятии и Якутии. В начале 1970-х эту часть страны задумали превратить в индустриальный узел, один из ключевых для Советского Союза, заодно укрепив и обороноспособность СССР на Дальнем Востоке. Время внесло коррективы в этот план. По части развития промышленности удалось не всё, а многие производства и города просто сникли в кризисные годы. Но сегодня БАМ востребован, как никогда, прежде всего потому, что активизировалась торговля с восточным соседом – Китаем.

Анализ работы магистрали в последние пятнадцать лет показывает: БАМ нужно беречь, модернизировать и расширять. Есть планы и по возрождению индустрии края, и главный шаг в этом направлении сейчас – реконструкция восточной ветки дороги. Большое дело снова объединяет специалистов, военных и штатских, – и мы по традиции ждём от БАМа чудес. И снова – как в легендарные семидесятые – рядом с воинами-железнодорожниками работают студенческие отряды.

В этом году, 28 июля, был открыт новый Байкальский тоннель. Он пересекает Байкальский хребет, соединяя два региона: Иркутскую область и Бурятию. Это около семи километров, пройденных в сложнейших геологических условиях! Президент России Владимир Путин, давший команду на открытие железнодорожного движения по тоннелю, отметил: «С вводом нового тоннеля пропускная способность одной из наших ключевых железнодорожных магистралей существенно возрастёт – в разы, там было 17 пар, будет на первом этапе 33, а потом, по-моему, до 57 выходит. Безусловно, это откроет новые возможности для бизнеса, для увеличения грузоперевозок на Восточном полигоне».

putin450x300.jpg
28 июля 2021 г. Президент РФ Владимир Путин в режиме видеоконференции принимает участие
в церемонии запуска железнодорожного движения по второму Байкальскому тоннелю

АЛЕКСЕЙ НИКОЛЬСКИЙ / РИА НОВОСТИ

Вспомним, с каким ядовитым скептицизмом относились к БАМу многие «властители дум» времён перестройки и «шоковой терапии». Не жалели оскорбительных определений, взятых с потолка: «искалеченные судьбы», «искорёженная природа», «бессмысленный долгострой»... Конечно, никто из них не имел отношения к строительству больших объектов, от которых зависит жизнь миллионов людей, нескольких поколений... Кажется, этим ораторам в погоне за популярностью и чинами просто претило всё, что даёт нашей стране независимость. Ясна задача, выполнявшаяся в те годы «реформаторами» и их пропагандистской обслугой: деиндустриализация России, а как следствие – постепенный её распад. Уже давно ясно, что логика критиков БАМа основана на подтасовках фактов, на непонимании стратегических задач страны. Государственный человек обязан мыслить не на неделю – на десятилетия вперёд. А великие железнодорожные пути всегда прокладываются с прицелом на далёкое будущее. И это наилучшее вложение бюджетных возможностей.

Второго БАМа у нас не будет – такова географическая, политическая, экономическая реальность. Значит, нужно развивать существующую трассу, построенную, без преувеличений, героическими усилиями во времена, когда не то что компьютеров и айфонов не было – обыкновенная телефонная связь являлась диковинкой в тех краях. БайкалоАмурская магистраль стала последним великим проектом докомпьютерной эры, реализованным вопреки многим драматическим обстоятельствам. На совесть.

Сегодня новые бригады днём и ночью трудятся на БАМе. Современная техника, молодые специалисты. Среди них есть и ветераны, причастные к ударному строительству магистрали в 1974–1984 годах. В сложнейших условиях эти люди прокладывали дорогу в будущее. Теперь никто не скажет, что их старания, их подвиги были напрасны. Отдадим же должное тем, кто создавал БАМ – почти с нуля, в тайге и вечной мерзлоте, пробиваясь сквозь скалы. Это сотни тысяч людей, работавших на самых трудных участках магистрали. Они основали три новых города и 60 посёлков, построили больше четырёх тысяч километров пути. О многих героях мы писали. Вспомним выдающихся управленцев, за каждым из которых стоят судьбы сотен тысяч бамовцев. Это Дмитрий Филиппов – руководитель штаба строительства БАМа в решающие годы великого проекта. Константин Мохортов – многолетний начальник Главбамстроя. Ефим Басин – достойный преемник Мохортова. Валентин Мокровицкий – первый начальник Бамстройпути. Василий Калиничев – начальник дирекции строительства БАМа, заместитель министра путей сообщения СССР. Владимир Бессолов – начальник Бамтоннельстроя.

Почему мы сегодня вспоминаем именно руководителей – вопреки традициям того времени, когда главными героями БАМа в прессе неизменно становились рабочие? Прежде всего потому, что их управленческий опыт должен помочь нам сегодня и завтра. Каждый из них – символ целого направления в истории строительства магистрали. Они работали в огромных коллективах, возглавляли их, создавали систему отбора добровольцев на строительство (ведь стремились на БАМ многие!). Как важно, что их традиции продолжаются. Ещё важнее, что уже в наше время вновь сформируются созидательные приоритеты. Глобальные строительные и технологические задачи – сродни локомотивам, продвигающим вперёд общество, цивилизацию. Что может быть важнее? И не случайно символ этого движения – именно локомотив. Потому что прогресс неизменно начинается с железных дорог, которые вдыхают жизнь в непроходимые районы крупнейшей державы мира. Таков и смысл БАМа.

«Время гудит, БАМ!» – звучала когда-то песня ансамбля «Пламя». С праздником – всех причастных и понимающих!

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS