Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 марта 2021 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Время первой

До Зинаиды Троицкой ни одна женщина в мире не водила железнодорожный состав

10 марта 2021
Стахановка стальных магистралей Зинаида Троицкая

Профессия железнодорожного машиниста долго считалась специфически мужской. Но в 1930-е годы в СССР этот стереотип удалось опровергнуть.

Зинаида Троицкая , по собственному признанию, «родилась в депо». Её отец занимался ремонтом паровозов, а мать трудилась табельщицей в депо Москва-Сортировочная. И родила она дочь прямо на рабочем месте – почти под стук колёс. Паровозные гудки сопровождали Зинаиду всё детство. Правда, грезила она поначалу совсем о других горизонтах – о дальних плаваниях, о морях и океанах. Но когда подросла, железнодорожная романтика перевесила морскую. Бойкая, улыбчивая девушка выучилась на слесаря по ремонту паровозов – и уже тогда мечтала стать машинистом. Чувствовала в себе силы водить составы, а уж о желании и говорить было нечего... Пробиться на курсы машинистов женщине было непросто, однако Зинаида умела преодолевать препятствия. Даже по старым чёрнобелым фотографиям можно рассмотреть характер – неукротимый, несмотря на открытую, простую девичью улыбку. В 1930 году её приняли на подготовку помощников машиниста. Занятия шли по вечерам, после 12-часовой рабочей смены в ремонтном цеху. Она досконально знала устройство паровоза и выпускные экзамены в итоге сдала на отлично – единственная с курса.

Определили её поначалу на маневровый локомотив. Машинист, с которым Зинаида должна была отработать первую смену, принял девушку в штыки: «Иди, откуда пришла, у меня и без тебя есть помощник». Действительно, трудно было в то время представить женщину в кабине паровоза. Но она не опустила руки, стала работать. А вскоре Троицкой повезло – её перевели в помощники к опытнейшему машинисту Андрею Степановичу Ермолаеву. С ним Зинаида стала регулярно ходить в рейсы по маршруту Москва – Рязань. И Ермолаев – человек, как говорится, строгий, но справедливый – дал ей самую лестную характеристику. Именно он начал готовить свою помощницу к экзамену на машиниста. Хотя начальство долго колебалось: можно ли доверить женщине столь мощную технику?

Непростой экзамен она сдала. И 8 марта 1935-го ей – первой женщине в мировой истории – доверили вести паровоз! Это был маневровый ЧН-394, требовавший ремонта. Троицкая своего «железного коня» холила и лелеяла. И вся её дружная бригада состояла из представительниц прекрасного пола. Помощник – Анна Кошкина, кочегар – Мария Федосеева. Троицкая учила девчонок: «Главное – не бояться, знать машину и аккуратно выполнять всё, чему нас учили. Тогда и навык придёт». Газеты писали, что её паровоз неизменно был самым чистым в депо. Она перевыполняла планы, считалась стахановкой.

О ней узнала вся страна. Первая в мире женщина-машинист! Сам Пётр Кривонос – легендарный машинист – не жалел в адрес Зинаиды добрых слов. Признал! Теперь её бригаде доверяли настоящие составы и долгие рейсы.

В апреле 1936 года в Кремле Зинаиде Петровне вручили орден Ленина. Ей в то время было всего лишь 23 года. Так и хочется вспомнить строки Владимира Маяковского: «Славьте, молот и стих, землю молодости». Она в тот день, конечно, сияла, как майское утро.

К ней пришла слава – тоже непростое испытание. У другой бы закружилась голова, но Зинаида Троицкая – совсем ещё молодой специалист – проявила способности и к руководящей работе. Её первой из женщин назначили начальником паровозной службы Ленинской железной дороги. В 1938 году она выступила с призывом на весь Советский Союз – в духе того времени: «Женщины – на паровоз!» Она брала пример со знаменитой трактористки Паши Ангелиной, которая также призывала «сестёр» осваивать трактора. И призыв не остался незамеченным. Сотни женщин после этого поступили на курсы машинистов. Многие из них были жёнами железнодорожников, многие просто мечтали о скорости, мечтали водить тяжёлые составы. В годы войны эта инициатива Троицкой здорово поможет нашей железной дороге. Мужчины уходили на фронт, погибали – и женщины приходили им на смену, формируя бригады машинистов.

Троицкую назначили начальником Московской окружной железной дороги – той самой, которую недавно переоборудовали в МЦК. В 25 лет Зинаида получила «генеральскую» должность! В 1941 году эта дорога и её начальница сыграли героическую роль в обороне Москвы!

Троицкая, будучи на восьмом месяце беременности, не позволяла себе покинуть рабочее место. Немец под Москвой, в городе – паника. Она продолжалась всего несколько дней, но в войну многое решают порой даже не дни, а минуты.

16 октября Троицкая должна была принять воинский эшелон с Запада и отправить состав с эвакуированными на Восток. Важнейшее государственное задание – а выполнить его оказалось некому. Все куда-то канули, как под воду ушли в то утро. Даже в такой ситуации наша героиня не потеряла хладнокровия. Троицкая решила: «Сама поведу состав!» Даже кочегара не было, с этой ролью справился её личный водитель. Они доставили эшелон от Курского вокзала до станции Серебряный Бор, доставили на место дислокации бойцов, приняли раненых. А там удалось сформировать несколько паровозных бригад – в том числе из её учениц. И девочка у неё родилась вполне благополучно.

troickaya450x300-2.jpg
Заместитель начальника Управления Московского метрополитена им. В.И. Ленина
Зинаида Петровна Троицкая выступает в депо «Измайловская», 1967 год

АЛЕКСАНДР ЧЕПРУНОВ / РИА НОВОСТИ

В ноябре 1943-го, накануне очередной годовщины Октябрьской революции, нарком путей сообщения СССР составил для Иосифа Сталина список «особо отличившихся работников железнодорожного транспорта», которым предлагалось присвоить звания Героя Советского Союза. Зинаида Троицкая шла в списке одной из первых. Но Верховный главнокомандующий почему-то её вычеркнул .

После войны легендарная женщина трудилась заместителем начальника Московского метрополитена. И, кстати, в метро в её время тоже немало женщин-машинистов водили составы. О своей громкой славе она напоминать не старалась, жила скромно, хотя 30 лет занимала высокую должность. И сохранила о себе добрую память среди коллег – надолго. Такое нечасто бывает! А сегодня, листая летопись российских железных дорог, её имя мы встречаем с гордостью: первопроходец. Как это почётно и трудно – быть первой. Такой мы и запомнили Зинаиду Петровну Троицкую.

В наши дни Министерство труда и соцзащиты после долгого перерыва снова разрешило женщинам работать машинистами. Поэтому дело Зинаиды Троицкой продолжается. Только на смену паровозам пришла современная техника.

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS