Байкало-Амурская магистраль с 1970-х годов стала кузницей рекордов, уникальных достижений, которые украшали шапки газет. Эти традиции продолжаются и в наше время. Снова ударные бригады прокладывают тоннели, продолжается модернизация магистрали.
Всеобщее внимание к громким достижениям неудивительно: оно соответствует естественным установкам социальной психологии. Эта традиция уходит корнями в историю первых пятилеток, когда о передовиках – стахановцах, виноградовках – заговорили на все лады. Они стали «маяками» для нескольких поколений советских людей. С особенным вниманием пресса относилась к рекордам. Громкие достижения давали возможность «весомо, грубо, зримо» привлечь общественное внимание к мирным подвигам мастеров своего дела. Для того времени это было прорывом. Стране не хватало профессионалов, не хватало инженеров и квалифицированных рабочих – и нужно было направить честолюбивых молодых людей, «решающих, делать жизнь с кого», в сторону великих строек.
В 1970-е ситуация усложнилась. Молодёжи требовались материальные и моральные стимулы иного уровня. Должно было появиться ощущение ненапрасного, почётного труда – и уверенность в завтрашнем дне, в заработке и социальном обеспечении. Положение дел изменилось только в конце 1980-х, когда добросовестно работать на государство по твёрдым расценкам стало невыгодно… Но это другая история, и относится она к смутным временам, далеко не самым благодатным для магистрали.
Одним из самых громких рекордов БАМа стало достижение бригады тоннелестроителя Валентина Романовича Толстоухова. По его биографии можно изучать историю страны. Армия, Мосметрострой – и сибирские стройки. Он отличился ещё до начала строительства Северомуйского тоннеля, на второй по сложности тоннельной артерии БАМа. Проходку Байкальского тоннеля вели три тоннельных отряда одновременно с двух разных порталов и вертикального ствола, расположенного по центру.
В предгорье Байкальского хребта возник посёлок тоннельщиков Гоуджекит. Появился он не сам собой. Там и началась бамовская жизнь бригадира, строившего и посёлок, и тоннель сквозь хребет. Юрий Буров, один из соратников Толстоухова, сочинил песню, которую подхватили многие: «Я давно покинул дом родительский, скрылся город наш в туманной мгле, поменял свой старый адрес питерский на палатку в бамовской тайге...». В скальных грунтах, при мерцающем свете фонарей, продираться вперёд непросто. И всё-таки это не только необходимая, но и романтическая профессия. Рядом с отцом работал сын – Евгений Толстоухов. В начале 1981 года в газетах появились триумфальные репортажи: «Рапортуем, что строители семикилометрового Байкальского тоннеля в честь предстоящего XXVI съезда КПСС выполнили своё обязательство. Последняя сбойка в Байкальском хребте выполнена на год раньше директивных сроков». Это стало резонансным событием. Вскоре Толстоухов первым из тоннельщиков БАМа получил Золотую Звезду Героя Труда. В 1985 году по тоннелю прошёл первый пассажирский поезд, в наше время они курсируют ежедневно.
А на строительстве Северомуйского тоннеля бригада Толстоухова побила рекорд. Это случилось в решающие месяцы этой напряжённой стройки, когда, после аварии 1979 года, нужно было наращивать темп работ. Месячная норма проходки для бригады составляла 75 метров. Всесоюзный рекорд – 138 метров. Толстоуховцы за месяц прорубили больше 170! По такому случаю на восточном портале тоннеля устроили грандиозный митинг.
Потом соратники и ученики Толстоухова врубались в скалистые породы на строительстве Кодарского тоннеля на участке Витим – Чара, а это тоже около двух тысяч километров в районе, щедром на землетрясения... И дался этот тоннель трудно – с нештатными ситуациями, с переносом сроков сдачи. Даже к официальному открытию БАМа его завершить не успели, дорабатывали до сентября 1984 года.
Дело Толстоухова продолжается и в наше время. В 2014 году началось строительство второй нитки Байкальского тоннеля. 5 марта 2018 года состоялась сбойка тоннеля, старт которой дал президент России в режиме онлайн (на фото). На границе Иркутской области и Бурятии работы приближаются к финалу. Проходка тоннеля завершена в 2018 году, в самые напряжённые недели там трудились полторы тысячи строителей.
Регион развивается активно, и горлышко старого тоннеля стало узковатым. При нынешнем внимании к Восточной Сибири есть острая необходимость в такой модернизации. Пропускная способность участка Лена – Северобайкальск увеличится с нынешних 15 пар поездов в сутки до 25 пар. Ещё ощутимее станет рост пропускной способности по грузам – в два с половиной раза, до 32,5 млн тонн в год. Дорога в последние годы не простаивает, необходимость в перевозках возрастает.
Покорить хребет помог тоннелепроходческий комплекс «LOVAT RM 394DS» Эта машина движется под землёй со скоростью 250 метров в месяц, оставляя за собой почти готовый тоннель. В 1980-е о таком можно было только читать в фантастических романах – как и о современных средствах связи, которые изменили психологию подземной работы. Но и в наше время хребет пробить – не поле перейти. За каждым движением машины стоит труд людей, знатоков и мастеров. Среди строителей, прокладывавших вторую нитку Байкальского тоннеля, и ветераны БАМа. Прошло больше тридцати лет – и они вернулись к байкальским скалам с новым оснащением, но с прежним умением преодолевать ежедневные «форс-мажоры».
И снова на строительстве проходят испытания новой техники, и снова десятки российских предприятий и научных институтов работают на БАМ. Между началом работ и вводом в эксплуатацию пройдёт не более пяти лет – и это тоже рекорд, учитывая местную геологию и сейсмику. Сбойка уже состоялась, идёт тщательная доводка тоннельной трассы. Сейчас свод тоннеля укрепляют монолитным железобетоном. Нитка тоннеля проходит в скальных грунтах, пересекаемых многочисленными тектоническими зонами разломов. Протяжённость новой линии тоннеля – более 6,5 тыс. метров. Это третий по протяжённости тоннель России. При этом точность работ, их соответствие проекту измеряется в миллиметрах! Новый тоннель – грандиозное сооружение, это ощущается даже по фотографиям.
Жаль только, что мало кто из нас знал об этом уникальном объекте, мало кто сумел разделить со строителями радость сбойки… Эфир переполнен политическими пересудами, светскими и полусветскими скандалами, фальшивыми сенсациями и провокациями. Тут уж не до инженеров, не до рабочих. И как будто утрачен способ говорить о профессиональных достижениях наших современников. А ведь именно в этом – главное содержание жизни. Строительство таких сооружений сравнимо с появлением новых книг высочайшего уровня, с открытием университета, с подписанием важного международного соглашения.
Время рекордов не прошло. Такова наша природа: если есть пример заслуженного успеха – нам легче найти себя, легче расправить плечи. Насколько это важнее всех красивых словес…
5 марта 2018 года состоялась сбойка тоннеля, старт которой дал президент России в режиме онлайн