Наталья Михайлова
В 1989 году в издательстве «Советская Россия» вышла в свет книга Василия Пушкина «Стихи. Проза. Письма». Составителем, автором вступительной статьи и примечаний была я. Автором иллюстраций был Юрий Валентинович Иванов. Вот тогда-то мы и познакомились.
Конечно, иллюстрации просто не могли не понравиться. Они не только мне очень понравились. Они восхитили мастерством, красотой линий, «вписанностью» главного героя книги в окружавший его быт: кресло, стол, книги, костюм – всё очень точно и любовно воссоздано художником. Позже, когда я побывала в доме Юрия Валентиновича, я увидела в его жилище и мебель пушкинского времени, и произведения изобразительного искусства любимой им эпохи. И ещё одна замечательная черта иллюстраций – сказавшееся в них чувство юмора: крылатая летящая Муза, а рядом с ней – крылатый летящий Амур. И Муза, и Амур держат в руках раскрытые книги. Всё правильно – недаром почтенный Василий Львович писал:
Талант нам Феб даёт, а вкус даёт ученье.
Что просвещает ум? питает душу? – чтенье.
А как очарователен рисунок, изображающий Александра Пушкина-лицеиста с пером в одной руке и листочком со стихами в другой! Он читает стихи, адресованные поэту-дяде, перед улыбающимся бюстом В.Л. Пушкина. Колонна же, на которую водружён бюст, увита лаврами и розами. Рисунок полюбился не только мне, но и многим коллегам по Государственному музею А.С. Пушкина.
Мы просто не могли не подружиться. Юрий Валентинович стал для меня просто Юрой, а я для него – просто Наташей. Я бывала у него дома и в мастерской, познакомилась с его женой Инной, которая оказалась не только красавицей, как и положено жене художника, но ещё и умницей.
Юра был настоящим другом, всегда готовым прийти на помощь, всегда был открыт для сотворчества. Никогда не забуду его деятельного участия в затеянной мной в Государственном Дарвиновском музее выставки-шутки «У нас в гостях Александр Пушкин. Поэт и обезьяны».
Сама тема выставки вызвала, прямо скажем, неоднозначную реакцию в нашем музее. На заседании дирекции раздавались крики: «Это бред! Это бред!» К счастью, в Дарвиновском музее вполне оценили уже сам замысел выставки-шутки, приуроченной к 1 апреля, Дню смеха. Директор Дарвиновского музея Анна Иосифовна Клюкина, художник Людмила Викторовна Литвинова, моя коллега из Государственного музея А.С. Пушкина Галина Георгиевна Светлова – мы представили себе, что А.С. Пушкин решил посетить Дарвиновский музей. А почему бы и нет? Мы представили, что поэта заинтересовали обезьяны. Вполне возможно. Лицейское прозвище Пушкина – «обезьяна». Он сам осознавал своё сходство с этим подвижным зверьком, даже написал об этом в лицейском стихотворении «Мой портрет». Обезьяны упомянуты в некоторых других его произведениях – стихотворных и прозаических. Кроме того, Пушкин любил читать басни, особенно восхищался баснями Крылова – в них обезьяна олицетворяла человеческие слабости.
«Принимая» в Дарвиновском музее А.С. Пушкина, мы решили поставить маленькие сценки, с помощью обезьян разыграть некоторые сатирические стихи Пушкина, эпиграммы и фрагменты из романа «Евгений Онегин», где представлены современное поэту общество, люди с их недостатками и пороками. Пушкинских персонажей «играли» макаки, орангутанги, шимпанзе, мартышки из собрания музея. Они уморительно смешно смотрелись, наряженные в чепцы, цилиндры, с эполетами на плечах. Посетителям была предоставлена возможность почитать стихотворения Пушкина, посмотреть на обезьян, задуматься о себе, о жизни и её ценностях – и улыбнуться.
На выставке кроме экспонатов Дарвиновского музея был представлен фарфоровый обезьяний оркестр XIX века из собрания Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина (Вязёмы – Захарово; спасибо его директору Александру Михайловичу Рязанову!). Главное же – на выставке экспонировались специально выполненные для неё рисунки Юрия Иванова. На афише был рисунок, изображающий Пушкина и обезьяну, идущих в Дарвиновский музей. Весёлый, улыбающийся Пушкин с тростью в руке. Его под руку держит весёлая, улыбающаяся обезьяна в цилиндре, между пальцами ноги у неё зажата ромашка.
На выставке было много и других замечательных рисунков Юрия: Пушкин-лицеист, опёршись щекой на руку, сидит с пером в руке, и – зеркально – в такой же позе кудрявая обезьяна; Пушкин-лицеист с лирой – и рядом в кивере и гусарском мундире обезьяна с деревянной лошадкой на палочке (ведь хотел же Пушкин после окончания лицея пойти в гусары!). Ещё – обезьяна ест банан. Ещё – обезьяна пьёт вино из рюмки, в другой руке держит бутылку с розой, одной ногой перелистывает страницы книги, а другой – держит дымящуюся трубку... В одном из писем Пушкин сравнивал судьбу с огромной обезьяной, которая не ведает, что творит. И эту обезьяну – огромного орангутанга с лорнетом, в парике, в мундире с орденом – тоже нарисовал Юра.
Рисунки Юры были увеличены во много раз, они «держали» выставку. На мой взгляд, когда небольшой рисунок становится большим плакатом и при этом не только не теряет, но приобретает художественные достоинства, – это несомненный показатель мастерства художника. Другими словами, без рисунков Юры выставка, которую посетило 51 529 человек, была бы невозможна.
Юрины рисунки (опять-таки – с увеличением) украшали также выставки Государственного музея А.С. Пушкина «Путешествие Александра Дюма по Российской империи» и «Ау, Базиль Пушкин!». Без Юриного участия, без его рисунков нельзя было обойтись в Доме-музее В.Л. Пушкина на Старой Басманной. Здесь именно они помогли в решении важной, с моей точки зрения, проблемы. Как показать (именно не рассказать, а показать) саму атмосферу шутки, остроумия, которая царила в доме Василия Львовича Пушкина? Конечно, экспонировались копии шутливых арзамасских посланий и буриме (стихов на заданные рифмы) В.Л. Пушкина, публикации шутливых стихов А.С. Пушкина, адресованных дяде. Но этого мало, мало! И тогда на помощь пришёл Юра. Почти в каждом зале мы разместили его забавные рисунки. В зале, где 8 сентября 1826 года впервые после долгой разлуки встретились дядя и племянник, на столике – рисунок: А.С. Пушкин спешит к Василию Львовичу (дядюшка в папильотках, в халате, в одном тапочке, другой тапок тащит собачка), над ними целуются две крылатые Музы. В гостиной, на бюро, рисунок, где Василий Львович представляется Наполеону, первому консулу. (Об этом событии 1803 года он постоянно рассказывал.) В столовой, где сервирован нарядный стол, лежит рисунок: Василий Львович и парящая над ним Муза самозабвенно поедают арзамасского гуся. В комнате второго этажа, где, возможно, оставался ночевать Александр Пушкин, ещё рисунок: Василий Львович вспоминает о начале пути племянника в поэзию – он подсаживает его на крылатого Пегаса.
В доме В. Л. Пушкина особое место отведено его шедевру – поэме «Опасный сосед». В своё время я сопоставила эту славную поэму с сериями гравюр чрезвычайно популярного в России английского художника Уильяма Хогарта «Карьера распутника» и «Карьера проститутки» – нет, неслучайно современники называли «Опасного соседа» «Гогартовым оригиналом, с которого копию снять невозможно». Нам удалось приобрести гравюры Хогарта. Они разместились в комнате, где воссоздана сцена домашнего театра, на которой разыгрывается «Опасный сосед». Так вот, именно Юра предложил сделать декорацию из увеличенной гравюры Хогарта, на которой распутник пирует с продажными девками.
В 2017 году у нас была ещё одна совместная работа – издание «Опасного соседа» с присовокуплением стихотворения Александра Пушкина «Сводня», которое было вдохновлено поэмой В.Л. Пушкина. Я написала вступительные статьи и примечания. Юра создал великолепные иллюстрации. Я говорила ему, что здесь нужен русский Хогарт с русским колоритом, русским бытом, русскими персонажами. И Юре как нельзя лучше это удалось: Буянов, напоминающий Ноздрёва, купец и дьячок, толстая сводня, обитательницы борделя, амуры и черти в русских рубашках. Меня особенно восхищает изображение славянофилов – А.С. Шишкова и С.А. Ширинского-Шихматова: адмирал Шишков в военном мундире, Ширинский-Шихматов в партикулярном платье играют на гуслях, а ноги их обуты в лапти. Юрина фантазия поистине не имела границ. Ему удалось в своих иллюстрациях к «Сводне» показать преемственность этого стихотворения по отношению к «Опасному соседу»: там те же герои, та же обстановка...
Мой дом украшает подаренная Юрой акварель: Муза стоит возле письменного стола, опёршись на спинку стула красного дерева. На столе – зелёная лампа, книги, рукописи. Юра подписал свой подарок: «Наташе Михайловой с любовью». Так я и живу с Юриной любовью ко мне и с моей любовью к Юре...
Юрий Иванов: художник и человек. Книжная графика. Воспоминания. Библиография / Составители М.М. Столяров, Л.И. Юниверг.
– Москва–Иерусалим: Издательство Столяровых, Филобиблон, 2025. – 227 с.